Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Встречные проверки налоговых органов

Встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка


Прежде понятие встречной проверки содержалось в статье 87 Налогового кодекса РФ (см. редакцию от 2 февраля 2006 г.).

Формулировка была такая: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках (введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ). Но название осталось: на практике истребование налоговым органом у од­ной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контр­агентом) продолжают называть встречной проверкой. Кроме указанной статьи эта процедура регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г.

№ Рассмотрим подробнее, в чем же заключается так называемая встречная проверка, каковы ее особенности и какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации по ее результатам. Итак, встречная проверка в отличие от камеральной или выездной не является видом налоговой проверки.

– это одно из мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст.

101 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2007 г. № Сущность ее заключается в предоставлении компаниями информации друг о друге либо получении налоговиками необходимой информации от третьих лиц.

Целями проведения такой проверки являются: – подтверждение реальности существования контрагента и совершенных налогоплательщиком операций; – подтверждение совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика. По результатам встречной проверки не выносится обязательных для налогоплательщика решений.

Но полученные материалы используются в качестве доказательств совершения налоговых правонарушений. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку какой-либо организации, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Истребование документов (информации) может проводиться: – в рамках выездной либо камеральной налоговой проверки; – в рамках дополнительных мероприя­тий налогового контроля при рас­­смотрении материалов налоговой про­­­верки; – вне рамок проведения налоговых проверок, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Требование о представлении документов (информации) в порядке встречной проверки может быть направлено: – контрагенту проверяемого налогоплательщика; – иному лицу, которое

Особенности проведения встречной налоговой проверки

> > > 20 марта 2019 Встречная налоговая проверка — такого термина нет в нынешней редакции Налогового кодекса РФ. Однако встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно.

В статье пойдет речь об особенностях проведения такого рода контрольных мероприятий. Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз.

2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации. Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам.

При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше. Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика. Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале .

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров.

О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  1. реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  2. проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  3. сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет.

Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы.

В подобных обстоятельствах контрагенту

Как проходят встречные налоговые проверки

1593 Содержание страницы В ходе или после завершения налоговой проверки или типа у инспекторов может появиться необходимость в дополнительной информации о деятельности обследуемого налогового субъекта, имеющей отношение к его партнерам или иным структурам.

В подобных ситуациях может потребоваться проведение их встречной проверки.

Понятие «встречная проверка» удалено из содержания НК РФ (01.01.2007), но на практике подобное название сохранилось для процедуры запрашивания у предприятий сведений и документов, относящихся к конкретным сделкам, для подтверждения достоверности сведений, предоставляемых проверяемым юридическим лицом (ст.93 НК РФ). Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

Мероприятие проводится также в случаях, если:

  1. определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.
  2. выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
  3. у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
  4. отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);

Целью проводимой процедуры является:

  1. подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
  2. удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
  3. сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.

К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб.

или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011). В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки.

Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации. Этап 1. Предусматривает

Требования ИФНС в рамках «встречных» проверок

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру».

При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.
Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру» Только в апреле закончилась самая горячая пора у бухгалтера – годовой отчет и отчетность за 1 квартал остались позади и можно заняться текущими (а так же отложенными на «когда-нибудь потом») делами. Однако возросшая активность налоговых инспекций, забрасывающих налогоплательщиков требованиями, не всякому бухгалтеру позволит спокойно жить и работать.

В рамках проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, ФНС может запрашивать информацию и документы не только у налогоплательщиков, в отношении которых проводятся данные проверки и мероприятия, но и:

  1. у их контрагентов,
  2. у иных лиц «располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика».

Деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением:

  1. плательщиками сборов,
  2. налоговыми агентами,
  3. налогоплательщиками,

законодательства о налогах и сборах, регламентируется главой 14 первой части Налогового кодекса.

Согласно положениям ст.93.1 НК РФ, ИФНС вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемых налогоплательщиков у контрагентов (или иных лиц) в следующих случаях:

  1. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у ИФНС возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки*.
  2. При проведении налоговой проверки.
  3. При рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (или его заместителя) ИФНС «о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля».

*В этом случае документы и информация налоговая может затребовать у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Нередко в перечень документов, которые требует ИФНС, попадаются такие, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к налоговому контролю.

И, соответственно, налогоплательщики, получившие такое Требование, в замешательстве – предоставлять требуемое или нет?

В нашей статье мы рассмотрим особенности действующего законодательства, регламентирующего проведение «встречных» проверок и касающиеся прав ИФНС в части затребования документов (информации) и обязанностей налогоплательщиков в части их предоставления.

Для начала рассмотрим сроки предоставления документов по требованию, а так же последствия не предоставления (несвоевременного предоставления) документов. Согласно п.5 ст.93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней *со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).*В соответствии с п.6 стр.6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Как налоговики проведут встречные проверки

В распоряжении «Проверки в компании» оказался очередной внутренний регламент (копия документа есть в редакции), разработанный налоговиками, по проведению встречных проверок. В нем инспекторам четко разъясняется, какие сведения, в какие сроки и у каких контр­агентов необходимо затребовать для оперативности проверок. Будет полезно ознакомиться с новыми правилами «встречек» и самим плательщикам.В каких случаях будут проверять контрагентов Инспекторы вправе в любой момент затребовать у контрагентов проверяемой компании документы или иную информацию, касающуюся ее деятельности (п.

1, 2 ст. 93.1 НК РФ). В частности, налоговики могут прибегнуть к такой процедуре при назначении начальником инспекции дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении проверяемого предприятия или же если их заинтересует какая-то конкретная сделка вне рамок проверки. Прежде чем составить поручение об истребовании документов у контрагентов, работники инспекции обязательно проведут предпроверочный анализ, чтобы оценить, насколько целесообразно проводить подобное мероприятие.

Так, если предполагаемая к доначислению сумма налогов окажется незначительной, то скорее всего инспекторы откажутся от «встречки». А вот если предприятие заявило к возмещению солидную сумму НДС, то в первую очередь проверят того поставщика, по счетам-фактурам которого значится большая сумма налога к вычету.

Однако если стоит вопрос о мнимости или притворности сделки или же организацию подозревают в применении «схемы» уклонения от налогов, встречной проверки контрагентов не избежать в любом случае.

Кроме того, в обязательном порядке запросят документы у тех компаний-контрагентов, которые, по данным налоговиков, по двум и более признакам отнесены к числу «однодневок». С чего начинается истребование документовПосле осуществления всех необходимых предпроверочных процедур налоговики направят письменное поручение об истребовании документов или другой информации в ту инспекцию, где отчитывается интересующий контрагент.

При этом инспекторы не смогут обратиться с подобными требованиями в федеральные службы, агентства или министерства, как, например, правоохранительные органы, трудовые инспекции или миграционные службы.

Для этого им придется составить специальный запрос. Если же налоговикам потребуется получить дополнительные сведения о контрагенте проверяемой компании, выходящие за рамки истребуемых документов, то они смогут это сделать, только если одновременно с поручением составят сопроводительное письмо. А если изначально «встречка» проводится с целью выявления налоговой «схемы» с использованием цепочки недобросовестных контрагентов, то такое сопроводительное письмо предприятие получит в обязательном порядке.

В нем указывается обоснование проведения допроса руководителя или главного бухгалтера контрагента, участвующего в цепочке, согласно определенному перечню вопросов (см. табл. 1). Таблица 1. Информация, которую запросят у контрагентов налоговики, в том числе при выявлении налоговой схемы1Фактически

Мероприятия

Теги: Семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 30-31 октября 2019 года г.

Москва, отель «Гамма-Дельта», ТГК «Измайлово» 85 Семинар-практикум для собственников бизнеса, руководителей компаний, бухгалтеров, юристов. 29-31 октября 2019 года г. Москва, отель «Гамма-Дельта», ТГК «Измайлово» 11 Всероссийский семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 28-29 октября 2019 года г.

Краснодар, отель «Congress hotel Krasnodar» 4* 29 Всероссийский семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 17-18 октября 2019 года г. Казань, отель «Кристалл» 3*, ул.

Рустема Яхина, д. 8 37 Всероссийский семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 07-08 октября 2019 года г.

Санкт-Петербург, отель «Русь» 4* 31 Семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 30-31 октября 2019 года г. Москва, отель «Гамма-Дельта», ТГК «Измайлово» 429 Семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 09-10 сентября 2019 года г.

Москва, гостиница «Бета», ТГК «Измайлово» Договор глазами главного бухгалтера.

Практические рекомендации. Риски и налоговый контроль. Важнейшие Изменения законодательства для коммерческих организаций в 2020 году 323 Оптимизация налогообложения фирмы, схемы дробления бизнеса. Актуальные методики уменьшения выплат для организаций и физических лиц. Руководство по безопасной минимизации налогов и налоговому планированию.
Проверки контролирующими органами Семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 05-06 сентября 2019 года г.

Москва, гостиница «Гамма-Дельта», ТГК «Измайлово» 601 26-27 августа 2019 года г.

Москва, ул. Кузнецкий мост, 21/5, АСМ-холдинг Межрегиональный практический семинар по теме:

«Сложные вопросы ведение бухгалтерского и налогового учета расходов на НИОКР в соответствии с изменениями в 2019-2020гг., в том числе: калькуляция, признание и учет НМА, определение и правила нормирования состава расходов, учет затрат, ФСБУ «Запасы»

:, новый ФСБУ «Нематериальные активы». Получение субсидий ПП 1312. Выполнение НИОКР по государственному контракту и в рамках госзаданий. Ценообразование и раздельный учет по НИОКР.

Методы ведения позаказного учета. Организация документооборота. Усиление мер налогового контроля» 167 Международные контракты и сделки.

Правовые и налоговые аспекты. Методы ценообразования и штрафные санкции Семинар-практикум для руководителей, бухгалтеров, финдиректоров и юристов 08-09 августа 2019 года г. Москва, Измайловское ш., 71, корпус 2Б, отель «Бета», Измайлово 175 1

Встречная проверка: ваш план действий

Что можно предоставить инспекторам по вашему контрагенту.

Для бухгалтера получить требование из налоговой инспекции – это не самое приятное событие.

Сбор документов по требованию является дополнительной нагрузкой к текущей работе. А уж если вам приходит требование, в котором налоговики ссылаются на статью 93.1 НК РФ, то в этом случае к деталям необходимо проявить особое внимание. Налоговое требование со ссылкой на ст.93.1 НК РФ означает, что по вашему контрагенту проводится камеральная либо выездная проверка, либо налоговикисобирают информацию по нему в рамках мероприятий налогового контроля.

Инспекторам важнопроверить реальность существования данного контрагента, а также реальность совершаемых им хозяйственных операций и понять не расходится ли информация о финансовой составляющей сделки у сторон, которые участвуют в сделке. При этом требование организации выставляет именно та налоговая инспекция, где организация находится на налоговом учете, приложив к требованию копию поручения инспекции проверяемого налогоплательщика (п.

3 ст. 93.1 НК РФ). В поручении всегда должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов,а при истребовании информации относительно конкретной сделки должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. Практически все, но, только то, что касается непосредственно деятельности проверяемого лица.

Например, в требовании о предоставлении информации по вашему контрагенту ООО «Ромашка» налоговики не имеют право запрашивать все ваши договоры, заключенные в определенном периоде времени, или книгу продаж/книгу покупок за период, в котором не было взаимоотношений с ООО «Ромашкой», бухгалтерские регистры или ваше штатное расписание. Таким образом, налоговики не имеют права запрашивать информацию и документы, которые прямо или косвенно не связаны с деятельностью проверяемого контрагента ООО «Ромашка».

На такие границы полномочий налогового органа Минфин отдельно указал в своем письме№ 03-02-07/1-246 от 09.10.2012 г. Однако до сих пор некоторые инспекции запрашивают документы, не относящиеся к деятельности проверяемого контрагента, и многие бухгалтеры, не задумываясь, предоставляют все документы по запросу. Таким образом, они тратят больше своего времени на подготовку ответа.

Кроме того, предоставленные документы, не относящиеся к деятельности проверяемого контрагента, могут привлечь ненужное внимание уже к самому налогоплательщику.

Обычно налоговики запрашивают копии заключенных договоров, приложений к ним, спецификаций, накладных, актов, счетов-фактур, платежных поручений, сведения о должностных лицах, с которыми контактировали сотрудники вашей организации в период взаимоотношений. В своем письме от 02.08.2018 г. № ЕД-4-2/14951@ ФНС России указывает на то, что в рамках запроса инспектор обоснованно имеет право запросить у организации документы, касающиеся ее работника, который взаимодействовал с сотрудниками проверяемой организации.

Это может быть характеристика на данного работника и/или документы с его подписью.

Встречная налоговая проверка

» — такого термина нет в нынешней редакции Налогового кодекса РФ.

Однако встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно. В статье пойдет речь об особенностях проведения такого рода контрольных мероприятий. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  1. +7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва и область)
  2. +7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург и область)
  3. +8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно! Что понимается под термином «встречная проверка» Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения В каких случаях проводится встречная налоговая проверка Какие документы вправе истребовать налоговые органы Процедура запроса Итоги Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика. Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы». Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст.

87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком.

Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля.

В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз.

3 п. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  1. +7 (499) 653-60-72 доб.

Встречная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Встречная проверка Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц.

сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц. сетях: > > Встречная налоговая проверка, пожалуй, самый распространенный способ налогового контроля.

О том, как ее проводят и что важно знать проверяемому контрагенту, рассмотрим в нашей рубрике, посвященной .

23 авг 2019 Штраф за непредоставление документов по встречной проверке налоговики применяют в качестве наказания, когда запрашиваемые ими бумаги не были представлены совсем или были направлены позже, чем того требует закон.

Однако причин неисполнения данной обязанности может быть множество. Узнаем, какая именно ответственность и в каких случаях применима. 27 авг 2019 10 авг 2019 06 авг 2019 23 мая 2019 20 мaр 2019 16 дек 2017 27 ноя 2017 Понятие встречной налоговой проверки давно ушло со страниц Налогового кодекса.

Ранее ст. 87 содержала подробное определение встречки. Однако несмотря на то, что НК РФ такого вида проверок уже не содержит, сама процедура осуществления контрольных действий указанным способом до сих пор функционирует. Как и ранее, данное мероприятие чаще всего проводится в ходе камеральной или выездной проверки с целью получения информации о сделках с продавцом или покупателем (далее — контрагентом) проверяемого налогоплательщика.

Подробнее о предмете встречной проверки читайте в . Решив проверить обоснованность той или иной операции, отраженной в учете проверяемого налогоплательщика, налоговики выставляют поручение в адрес налогового органа, в котором зарегистрирован его контрагент.

В поручении запрашиваются необходимые пояснения и документы, позволяющие получить больше информации о сути проверяемой сделки или выявить несоответствие данных, представленных налогоплательщиком и контрагентом. На основании полученного поручения ИФНС контрагента выставляет ему требование, в котором она просит представить документы или информацию согласно перечню из поручения. Само поручение также прикладывается к требованию.

При этом поручение ИФНС выставляет не всегда: исключением является ситуация, когда налогоплательщик и его контрагент зарегистрированы в одном налоговом органе.

Как будет выглядеть запрос от налоговиков в этом случае, можно узнать из материала . На подготовку документов контрагенту дается 5 дней.

При этом законодательством предусмотрено, что контрагент может попросить налоговиков продлить указанный срок. Для этого он должен направить в ИФНС письмо, в котором указывает: причины

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

А с чего вдруг встречная проверка?

Как проходит встречная проверка?

Правила безопасности на встречной проверке Ошибки инспекторов, которые вам на руку Последствия встречной проверки Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется?

Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку. Встречная проверка – это довольно распространенное явление.

Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов. А с чего вдруг встречная проверка? Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете.

Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая.

Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии. Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет.

Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка? Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).

На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов.

При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения. В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции. Важно! За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб.

(п. 2 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб.

Истребование документов о контрагенте налогоплательщика («встречная» проверка)

18.10.2017 действительный государственный советник РФ 3 класса Нагрузка налогоплательщика, связанная с исполнением требований о представлении документов по статье 93.1 НК РФ (по «встречной» проверке), на практике может быть гораздо большей, чем по статье 93 НК РФ.

Статьей 93.1 НК РФ не установлено ограничений на периодичность направления требований и на объем истребуемых документов. Организация может фактически постоянно находиться в процедуре представления документов, число которых нередко измеряется тысячами. Истребованию документов у налогоплательщика о деятельности его контрагентов посвящено интервью с экспертом.

— На каких основаниях налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы о деятельности его контрагентов? Налоговый орган, проводящий налоговую проверку, может истребовать у лица любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика. В данном случае под проверкой следует понимать камеральную и выездную проверку — как они указаны в статье 87 НК РФ.

Также любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика может истребовать налоговый орган, который проводил проверку, и руководитель (заместитель руководителя) которого принял решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Кроме того, любой налоговый орган, проводящий мероприятия налогового контроля, не являющиеся налоговыми проверками, может истребовать у лица любые документы (информацию), но только относительно конкретной сделки. — Как быть, если в требовании не указаны основания истребования документов или приведено, например, такое как «иные мероприятия налогового контроля». Если конкретная сделка в требовании не обозначена, а основанием его направления названо

«осуществление иных целей и задач налогового контроля»

, «обоснованная необходимость», то обязанность исполнять данное требование отсутствует.

На требование налогового органа, направленное с очевидными нарушениями Налогового кодекса, налогоплательщику следует ответить письмом, в котором со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ попросить уточнить основания истребования документов. Привлечение к ответственности за неисполнение подобных требований неправомерно (Постановление АС Поволжского округа от 23.12.2016 № Ф06-16020/2016). Более того, ФНС ориентирует налоговые органы на то, что даже при наличии оснований для истребования документов, следует исходить из необходимости их получения в конкретной ситуации, реальной возможности налогового органа их изучить (письмо ФНС России от 27.06.2017 № — В чём состоит процедура истребования документов о контрагентах налогоплательщика?

Предусмотрен специальный документ — поручение об истребовании.