Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Признание невостребованных земельных долей муниципальной собственностью

Признание невостребованных земельных долей муниципальной собственностью

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее – Закон о регистрации), не могут быть признаны невостребованными земельными долями. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

(далее — Закон об обороте) орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 12.1 Закона об обороте (далее — список невостребованных земельных долей). В целях составления списка невостребованных земельных долей орган местного самоуправления получает сведения о гражданах, наделенных земельными долями в результате приватизации сельскохозяйственных угодий.

Данные сведения могут быть получены в областном или районном архиве, в государственном фонде данных, в государственном кадастре недвижимости органом местного самоуправления путем направления соответствующего запроса.

После составления списка граждан, наделенных земельными долями, орган местного самоуправления составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Для составления списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления исключает из общего списка граждан, наделенных земельными долями, собственников, которые распорядились принадлежащими им земельными долями, установленными законом способами, то есть: — передали земельные доли в аренду в соответствии с действующим на момент заключения договора аренды законодательством; — распорядились земельными долями иным способом, то есть завещали свою земельную долю, отказались от права собственности на земельную долю, внесли ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой

Как земельные паи признать невостребованными


Деятельность колхозов и совхозов была прекращена с изменением экономической системы.

Бывшие члены таких организаций получили иные права: стали дольщиками и пайщиками. По сути, теперь такие граждане оказались в условиях совместной собственности наделов, предназначенных для ведения сельского хозяйства. Неиспользованные для своих целей земли сельхозназначения через три года могут попасть под категорию спорных и станут невостребованными земельными долями.Особый статус земли, предназначенной для ведения такой деятельности, накладывает на владельцев некоторые ограничения.

По сути, сельскохозяйственный надел всегда должен быть использован и только по целевому назначению.

Однако ситуация более сложная, чем это может показаться на первый взгляд.

Понятие невостребованных земельных долей применяется только относительно одной категории наделов — сельскохозяйственных земель. При этом важным понятием остаётся «земельная доля», указанная в Федеральном законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 г.

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, статья 15.Важное значение в правовом регулировании имеет статья 12.1 этого же ФЗ, устанавливающая порядок признания долей невостребованными, а также процедуру принятия подобных решений и их обжалования.Данные участки имеют свои особенности, связанные с их эксплуатацией, а также регистрацией прав на них. Вопрос регулируется в статье 47 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г.

«О государственной регистрации недвижимости».В остальном применяются общие нормы, в первую очередь, нормы Гражданского кодекса РФ и № 218-ФЗ, а также подзаконные акты, регулирующие узконаправленные моменты.Скачать для просмотра и печати: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»Скачать для просмотра и печати: «О государственной регистрации недвижимости»

Понятие невостребованных земельных долей содержится в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Данный правовой акт в целом регулирует особенности оборота такой категории наделов, который образовался в результате существенных экономических изменений и исчезновения

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Содержание — Статьи — Справка о том что земельная доля не вошла в список невостребованных долей После выдела земельного участка в счет земельных долей, к продаже может быть предложен только земельный участок, но, уже на совершенно иных условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 01.01.01 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При этом не следует также забывать, что работа по регистрации права муниципальной на земельные доли, признанные невостребованными – это не только привлечение средств в бюджет (в результате их последующей продажи или передачи в аренду), но и в первую очередь борьба со скупщиками земельных долей, первоочередная задача которых получить контроль над земельными участками, а также вывести их из состава земель сельскохозяйственного назначения. Часто разрешая вопрос, о том, являются земельные доли не востребованными или нет, не понимая при этом, что невостребованной доля признается не на основании решения суда, а на основании решения общего собрания или постановлением ОМС.Подобная практика, приводит к существенному уменьшению долей, права на которые признаются за ОМС. Одной из распространенных ошибок ОМС при оформлении невостребованных земельных долей является землеустроительные работы по формированию земельного участка, проводимые до обращения в суд.

Если ОМС произвел землеустроительные работы, сформировал и поставил земельный участок не кадастровый учет, он автоматически теряет право на обращение в суд с иском о признании права муниципальной собственности, ведь в силу ч.8 ст.

С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли в порядке гражданского судопроизводства.
Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации.

И не забываем что в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

Порядок распоряжения невостребованными земельными долями после возникновения права муниципальной собственности.

Организационно-правовой отдел Управления земельно-имущественных отношений администрации Калининского муниципального района Саратовской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для органов местного самоуправления «Пошаговая процедура оформления невостребованных земельных долей» 2014 Оформление невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день является актуальным вопросом среди муниципальных образований сельских и городских поселений.
В настоящей методической рекомендации отражается последовательность действий органов местного самоуправления по вопросу оформления невостребованных земельных долей.

Приобретение земельных

Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность

» Оглавление Чтобы отыскать сведения о брошенном участке, воспользуйтесь электронной публичной кадастровой картой Российской Федерации. Чтобы это осуществить, зайдите на официальный сайт Росреестра. Посредством данной карты можете определить, формировался ли раньше бесхозяйный участок.

Разыщите на электронной карте свой участок. Осуществить это можете легко.

В левом верхнем углу страницы введите кадастровый номер своей земли. Отыскать его вы можете в свидетельстве о государственной регистрации.

После нахождения своего участка, найдите и рассмотрите заброшенный участок на электронной карте. Красный контур, очерчивающий территорию земли, свидетельствует о том, что данная земля была раньше учтена, что существенно упрощает процесс получения.

Если же не получилось ознакомиться с очертаниями бесхозного участка, следовательно, его прежде необходимо сформировать из федеральных или земель города.

Гражданский кодекс Российской Федерации декларирует, что земли, которые не находятся во владении граждан, организаций и муниципалитета, относятся к собственности государства. Следовательно, первое, что нужно осуществить, это определить, кто является собственником интересующего вас участка земли.

Запомните, что земли, принадлежащие муниципалитету или государству, могут быть переданы в собственность гражданам за плату.

Производится данное действие путем осуществления торгов. Если вы приняли решение приобрести бесхозный участок земли, прежде всего, нужно отыскать того, кто является его хозяином. Для решения данной задачи обратитесь в Росреестр и затребуйте выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Получить эти сведения можете несколькими вариантами: Обратитесь в регистрирующий орган лично. Придя в компетентное учреждение, получите талон, чтобы встретиться со специалистом. Желательно до встречи с сотрудником заплатить государственную пошлину.

Реквизиты, чаще всего, публикуются на информационных стендах. Терминалы для оплаты находятся в этом же здании.

Величина государственной пошлины – двести рублей, помимо банковской комиссии. Воспользовавшись советами сотрудника, заполните заявление.

Документы будут готовы через пять рабочих дней; Воспользуйтесь услугами Почты России или передайте документы посредством электронной почты. Чтобы воспользоваться данным способом, заполните принятый образец заявления и произведите оплату государственной пошлины.

Если вы обращаетесь через почтамт, то подпись обязательно заверьте у нотариуса. При отправлении запроса посредством электронной почты вы должны иметь электронную цифровую подпись.

Срок предоставления сведений составляет пять рабочих дней. Данный метод подойдет тем, кто не хочет стоять в очередях и обладает умениями для правильного заполнения заявления; Запрос сведений посредством сайта Росреестра. Данная процедура очень проста: выберете раздел «Электронные услуги», после чего оформите запрос на получение информации из Единого государственного реестра недвижимости.
Далее, на указанный вами адрес электронной почты поступит инструкция о способах оплаты.

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Содержание Правовая конструкция «невостребованные земельные доли» существует около двадцати пяти лет, прошедших с момента начала проведения земельной реформы, на протяжении которых государство стремится выработать механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю.

Тем не менее, среди основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом отсутствуют положения, связанные с наиболее результативным переходом неиспользованных земельных долей в муниципальную собственность. Вместе с тем, неиспользованные земельные доли остаются одним из элементов оборота земельных долей.

Об этом свидетельствуют статистические данные.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px» data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″ data-ad-slot=»1061076221″> По данным Министерства сельского хозяйства общая площадь земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей составляет 16 799, 349 тыс. га1, а общая площадь земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью – 4 415, 269 тыс.
га. В Саратовской области общая площадь земельных долей составила 376, 024 тыс.

га, при этом по решению суда лишь 40, 848 тыс. га признаны муниципальной собственностью.

Это не вписывается ни в какие логические и правовые рамки. Причин, по которым оформление невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований производится недостаточно активно, может быть несколько. Необходимо констатировать, что сельские поселения не имеют достаточных кадровых и финансовых ресурсов для проведения работ с невостребованными долями.

В некоторых сельских поселениях эти работы могут осуществлять крупные сельскохозяйственные организации, работающие на территории этих сельских поселений, с использованием собственного коммерческого потенциала.

Однако, по объективным причинам, данная практика не может быть распространена повсеместно. Поскольку от развития данной сферы реальной экономики зависит благосостояние всего Российского государства, необходимо разработать государственную стратегию, целью которой станет повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения посредством реализации комплекса правовых и экономических мер по оформлению невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований.

Наиболее целесообразно, утвердить индивидуально- определенную программу на региональном уровне в зависимости от особенностей субъекта.

Однако основные положения, на наш взгляд, должны иметь схожее содержание по общим вопросам.

Задачи региональной Программы должны заключаться в создании нормативной и методической базы; рациональном использовании сельскохозяйственных земель; в создании земельного фонда областного и муниципального уровня. Для удовлетворения поставленных задач необходимо обеспечить проведение работ про инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения.

На основе данных, полученных в результате инвентаризации, необходимо обеспечить выполнение процедур

Невостребованные земельные доли

Содержание Статья 12.1. (введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ) 1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи — список невостребованных земельных долей). 4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. 5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. 6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7.

Как оформить невостребованный земельный участок и паи сельхозназначения

» Вначале девяностых годов прошедшего столетия в нашем государстве была проведена земельная реформа и все члены колхозов и совхозов стали обладателями земельных паев, статус владельца которых обосновывался Свидетельством о праве собственности на землю.Но не все смогли надлежащим образом обрабатывать свой надел и как следствие этого – образовались невостребованные земельные доли.СодержаниеКонституция нашей страны закрепляет за гражданами право на владение землей, но положения статьи 54 Земельного Кодекса РФ предупреждают об принудительном прекращении данных прав в связи с нецелевым использованием паев сельхозназначения либо использование земельного участка с нарушением законодательства. Так почему же пай получает статус «невостребованный»?Понятие невостребованного пая дает ФЗ № 101 от 24.07.2002 г.

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

— это доли земли, на которых не производились сельхозработы три года подряд и более, кроме площадей, прошедших госрегистрацию в соответствии с требованиями ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.

«О государственной регистрации недвижимости».После внесенных в 2016 году это понятие расширилось.

Теперь в данную категорию относятся земледельческие паи:

  1. после смерти собственника наследственное право как по закону, так и по завещанию не было открыто из-за отсутствия наследников либо они официально отказались от наследства без указания в чью-либо пользу, или отстранены от права наследования либо не имеют такового.
  2. неузаконенные решением администрацией сельсоветов в период всеобщей приватизации сельскохозяйственных угодий;

Принимая к сведению юридическую базу по аграрным вопросам, вывод получается таков, что невостребованными считаются те доли, которые продолжительное время не эксплуатировались.Обязанность по выполнению данной процедуры возложена на органы власти на местах (п. 3 ст.12.1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г.).

Администрация поселкового сельсовета или городского округа, включающего в свой состав земли с/х назначения, формирует список невостребованных земельных долей, которые подпадают под основания, указанные выше.После орган местного самоуправления, в ведомстве которого расположен аграрный участок, включающий в свою общую площадь подобные наделы, официально публикует эту информацию в печатном издании областного значения, на своем интернет-сайте и вывешивает подобные списки на общественных информационных щитах населенного пункта.Всю эту процедуру поселковый совет должен проделать не менее, чем за три месяца до даты созыва общего собрания собственников земельных паев. Затем реестр невостребованных земельных долей специалист сельского совета должен предъявить собранию собственников для утверждения.Ежели владелец сельскохозяйственной доли посчитает, что его земля находится в данном списке необоснованно, то он должен свой письменный протест в этот трехмесячный срок направить в местный орган власти, на районе которого расположена его собственность.

Невостребованные земельные доли

Содержание Особое внимание следует обратить на работу с невостребованными земельными долями. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по вышеуказанным основаниям, Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

Невостребованные земельные доли

  1. Кто ответчик в иске по невостребованным земельным долям.
  2. Как востребовать свою земельную долю, если она попала в список невостребованных.
  3. Каким образом формируются невостребованные земельные доли?

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет 1. Как востребовать свою земельную долю, если она попала в список невостребованных.

1.1. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, И заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей Это цитата пункта 6 статьи 12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Ключевым в данном пункте является союз”и”. Если Вы попали в список невостребованных земельных долей, то Вы должны И представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления И заявить об этом на общем собрании собственников земельных долей, на котором утверждается список невостребованных долей. Формально, если Вы не исполните одно из обязательных требований, то после утверждения списка, востребовать свою долю Вы не сможете.

Однако из личного опыта могу сказать, упустив возможность заявить о своих правах на долю на этапе публикации списка, а, затем, не предприняв мер на этапе его утверждения общим собранием, не стоит отчаиваться. Если Вам стали известны такие обстоятельства, не теряя ни минуты, вступайте в судебный процесс, в рамках которого орган местного самоуправления заявляет требование о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Рекомендуем прочесть:  Документы для тсж

Можете быть уверены, суд откажет органу местного самоуправления в признании права собственности в части Вашей земельной доли. 1.2. Только в судебном порядке. 2. Каким образом формируются невостребованные земельные доли?

2.1. это болшьшая и долгая процедура все в администрацию. 2.2. Такого понятия нет, есть участки право собственности на которые неразграничено. Вы можете узнать о собственнике участка предоставив его координаты в земельный отдел органов муниципальной власти.

2.3. Невозможность реализации на практике правила п. 5 ст. 13 Закона N 101-ФЗ побудила законодателя пересмотреть правила о невостребованных земельных долях. В результате был принят Федеральный закон от 29.12.2010 N 435-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»

(далее — Закон N 435-ФЗ), который прежде всего изменил логику конструкции.

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее – Закон о регистрации), не могут быть признаны невостребованными земельными долями.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

(далее — Закон об обороте) орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 12.1 Закона об обороте (далее — список невостребованных земельных долей).

В целях составления списка невостребованных земельных долей орган местного самоуправления получает сведения о гражданах, наделенных земельными долями в результате приватизации сельскохозяйственных угодий.

Данные сведения могут быть получены в областном или районном архиве, в государственном фонде данных, в государственном кадастре недвижимости органом местного самоуправления путем направления соответствующего запроса. После составления списка граждан, наделенных земельными долями, орган местного самоуправления составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Для составления списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления исключает из общего списка граждан, наделенных земельными долями, собственников, которые распорядились принадлежащими им земельными долями, установленными законом способами, то есть: — передали земельные доли в аренду в соответствии с действующим на момент заключения договора аренды законодательством; — распорядились земельными долями иным способом, то есть завещали свою земельную долю, отказались от права собственности на земельную долю, внесли ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Среди сельскохозяйственных угодий, иногда встречаются земли, относящиеся к категории невостребованных, такие участки владельцы не эксплуатировали на протяжении нескольких лет.

Согласно действующему законодательству, невостребованными земельными долями называют земельные участки, которыми никто не пользовался дольше, чем три года. До принятия ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, под понятием невостребованной земельной доли понималась доля, входящая в структуру общего долевого владения землей, однако, непосредственный владелец не эксплуатировал ее в течении срока, превышающего три года.

Это тот отрезок времени, который прошел с момента вступления владельца в права собственности обозначенной доли.

Когда была принята новая редакция обозначенного выше закона, то понятие «невостребованной земельной доли» там уже не упоминалось. Но при этом в ней был перечислен свод правил, в соответствии с которым можно определенную долю причислить к категории невостребованной.

На каких основаниях доля земли может быть отнесена к невостребованной? Обновленный ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» имеет особый подход к невостребованным долям.

Самое важное, что понятие земельной доли в текущей редакции не содержится вообще. Новая редакция закона говорит о том, что доля земли не может являться невостребованной. Она будет считаться таковой только в том случае, если владелец не передал ее в аренду или поступил с ней как-то иначе (об этом говорит пункт 1 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»).

К причинам дополнительного характера для отнесения доли к списку невостребованных, относят случаи, когда:

  1. собственник земли скончался, и после него не осталось ни одного законного наследника, и не был составлен завещательный документ;
  2. собственник доли неизвестен, и о нем нет никакой информации в документах о проведении регистрации данной земли (что говорится в законе «О госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним»);
  3. наследники, которые остались после смерти долевладельца, не имеют возможности воспользоваться правом на наследование;
  4. законные наследники лишены права наследования, были отстранены от наследства либо отказались от принятия наследственного имущества.

Ранее признать доли земли невостребованными не было возможности, так как их владелец, он же и является наследодателем, самостоятельно распоряжался указанной долей земли. На данный момент, подобная возможность возникла. При этом, когда долю земли передали в аренду, но владелец скончался, а наследники по каким-то причинам не вступили в права наследования, ее могут законно отнести к невостребованным землям.

Не каждый из владельцев соглашается с тем, что принадлежащая ему доля в общей земельной, будет относиться к числу невостребованных. Свое мнение они могут выразить письменно, направив заявление в ОМС того населенного пункта, в пределах которого размещен спорный земельный надел.

Кроме того, свое несогласие с определением, данным для его доли, владелец последней может высказать при сборе всех участников долевого владения.

Невостребованные земельные доли изымут по новым правилам

39 Буквально на днях Дмитрий Медведев Минсельхоз за неисполнение поручения Президента по вовлечению сельскохозяйственных земель в оборот, и вот лед тронулся.В бизнес-объединения в рамках процедуры ОРВ (оценка регулирующего воздействия) поступил законопроект № 685804-7 «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесенный группой депутатов.Суть изменений, в частности в том, что невостребованные доли признаются муниципальными. Ранее «муниципализировались» доли, которые гражданин оформил в собственность, но не использует сам, не передал в аренду или не распорядился ими иным образом в течение 3-х и более лет.Теперь же речь идет и о тех земельных долях, которые не поставлены на кадастровый учет и не используются с 1991 г, (в т.ч. доли с/х земель, ранее колхозных, совхозных).Предлагается сократить срок размещения органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) с трех месяцев до 45 дней.

Отменен и судебный порядок признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью. Ранее пункт 8 статьи гласил — 8.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.Теперь предлагается новая редакция -8. При утверждении общим собранием участников долевой собственности и опубликования в средствах массовой информации списка граждан, земельные доли которых признаны невостребованными, земельные участки, образованные в соответствии с количеством невостребованных земельных долей, передаются в собственность городского или сельского поселения, муниципального района, на территории которых находятся указанные земли сельскохозяйственного назначения. Орган управления муниципального образования в соответствии с требованиями земельного законодательства организует проведение землеустроительных работ по формированию земельного (ых) участка (ов) из невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения для постановки их на кадастровый учет.Не забыли депутаты и о гарантиях защиты прав граждан, дополнив статью пунктом 10-10.

В течение трёх лет, с момента вступления в силу настоящего Федерального закона, в случаях, если гражданин, имеющий Российское гражданство и постоянно проживающий в Российской Федерации при предоставление документов, подтверждающих своё право на земельные доли, включенных в перечень невостребованных, может получить в собственность

Методические рекомендации для органов местного самоуправления «Пошаговая процедура оформления невостребованных земельных долей»

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО — ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИОрганизационно-правовой отдел Управления земельно-имущественных отношений администрации Калининского муниципального района Саратовской областиМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИдля органов местного самоуправления«Пошаговая процедура оформления невостребованных земельных долей»2014Оформление невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день является актуальным вопросом среди муниципальных образований сельских и городских поселений. В настоящей методической рекомендации отражается последовательность действий органов местного самоуправления по вопросу оформления невостребованных земельных долей.Данная методическая рекомендация предназначена для органов местного самоуправления муниципальных образований, а в частности для глав и специалистов администраций, занимающихся вопросом оформления невостребованных земельных долей на основании Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

.В основу разработки данных рекомендаций взят практический опыт муниципальных образований Калининского муниципального района Саратовской области.Ожидаемые результаты это овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий, может способствовать повышению мотивации специалистов администраций муниципальных образований.

Особенность и новизна методических рекомендаций выражена подробным описанием процедуры действий глав и специалистов администраций при оформлении невостребованных земельных долей, учтены пожелания глав администраций муниципальных образований Калининского муниципального района в разработке проектов образцов документов.Пути решения проблемы: В данном исследовании, во-первых, был определен круг лиц в чью компетенцию входит решение вопроса, во-вторых, описана подготовка и проведение процедуры пошагового оформления невостребованных земельных долей, в-третьих, разработаны образцы документов применяемых в решении данного вопроса.Исследование показало, что в ходе 8-недельного цикла большинство глав и специалистов муниципальных образований Калининского муниципального района применяя настоящие методические рекомендации смогли довести решение вопроса по оформлению невостребованных земельных долей до логического завершения (т.е. оформить в установленном законном порядке невостребованные земельные доли), что подтверждает эффективность предлагаемой методики.В заключение необходимо обозначить, что методические рекомендации подобного рода эффективны и необходимы в решении вопросов местного значения. Содержание №п/п Наименование мероприятия № страницы 1.