Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

По объекту правового регулирования конституционного права

Оглавление:

Предмет и метод правового регулирования конституционного права РФ.


Стр 1 из 6 Предмет конст. Права — это те общественные отношения которые регулируются отраслью конституционных прав.

Метод регул. конст. Права – это совокупность средств, приемов и способов правового воздействия на регулируемые отношения. Используется 2 метода: императивный и диспозитивный В предмет к.

права включаются след. Группы общественных отношения 1). Отношения в сфере основ конст строя РФ 2) в сфере основ правоположения человека и гражданина 3) в сфере федеративного устройства 4) в сфере организации и функций органов гос.

Власти. Система конституционного права РФ.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: 1) основы конституционного строя (инст.

Народовластия, гражданского общества, основ полит.

Системы); 2) основы правового статуса человека и гражданина (институт принципов гражданства, правового положения иностранных граждан, конституционных обязанностей, гарантии прав и свобод); 3) федеративное устройство государства (институт правового положения РФ, правового положения субъектов РФ, разграничения полномочий между РФ и ее субъектами, административно территориального устройства) ; 4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.( институт президента, федерального собрания, органов гос власти субъектов РФ) Также выделяют: — институт избирательного права; — институт конституц судеб процесса — институт внесения поправок и пересмотра конституции Место государственного права в системе российского права.

Конституционное право – это фундаментальная отрасль российской системы права, которая состоит из совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в сферах 1,2,3,4 Понятие, особенности и виды конституционно-правовых норм. Конст. Правовая нормаэто формально определенное, установленное государстваом правило поведения, регул.

Общественные отношения в сфере 1-4 Особенности:: 1)имеют особый предмет регулирования 2) учредительный первичный характер 3) основным источником закрепления к-пр норм является конституция 4) особый механизм реализации и защиты 5) преобладание общерегулятивных норм 6) разнообразие к-пр норм Виды норм: 1)по сфере регулирования 2)в зависимости от особенностей (базовые, конкретные) 3) по выполняемым функциям (регулятивные, охранительные, специализированные) 4) по степени определенности (императивные, диспозитивные, рамочные) 5)по роли в правовом регл-ии (материальные, процессуальные) 6) по территории действия (федеральные, региональные , местные) Конституционно-правовая ответственность: понятие, признаки, меры. К-пр ответственность – это имеющая наказательный характер итоговая негативная гос правовая оценка совершенного конституционного правонарушения выраженная в поражении конст. Статуса правонарушителя. Признаки: 1) всегда наступает за совершение конст правонарушений 2) Итоговая, а не промежуточная реакция государства на факт совершенного конст.

Особенности сферы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права РФ

Методы КП: — императивный (метод власти и подчинения) -диспозитивный (договорной) -поощрительный + дозволение, обязывание и запрет Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Если рассматривать предмет конституционного права исходя из сфер общественной жизни, то можно выделить следующие виды отношений, составляющие этот предмет: Политические отношения главным объектом, которых выступает публичная власть, то есть власть над всем обществом. Власть – сущность политических отношений.

Власть представляет собой возможность подчинять своей волей других лиц. Конституционное право регулирует такие разновидности политических отношений: · Отношения по реализации государственной власти.

Эти отношения выражаются в принятии государственными органами правовых актов, дача ими поручений, указаний нижестоящим органам. В данном случае конституционное право закрепляет статус государственных органов, отношения между ними.

· Отношения, в рамках которых происходит борьба за власть. (Субъекты хотят власти, и конституционное право регулирует, как они должны себя вести, если они хотят получить власть).

Здесь конституционное право закрепляет право граждан избирать и быть избранными, регулирует деятельность политических партий, порядок проведения выборов. · Отношения по воздействию на государственную власть. (В отличие от предыдущей разновидности, здесь тоже у субъектов власти нет, но они не хотят ее получить, они просто хотят донести свои интересы).

Конституционное право закрепляет права граждан участвовать в демонстрациях, митингах, обращаться в государственные органы, регулирует деятельность общественных объединений.

Экономические отношения. Их объектом являются материальные блага, то есть вещи, включая деньги, работы, услуги.

Конституционное право воздействует на такие экономические отношения: Метод правового регулирования- это определенные способы взаимодействия на общественные отношения.

От методов зависит эффективность правового регулирования, достижение поставленных целей. Особенность предмета конституционного права состоит и в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют исключительно основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права.

Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права будут только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

2. Предмет и методы конституционного регулирования

 Конституционное право России.

ШпаргалкиПетренко Андрей Витальевич Предмет конституционного регулирования — это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом конституционного регулирования являются отношения во всех областях жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.), а также отношения, вытекающие из основ конституционного строя РФ, т. е. отношения, которые содержат:1) главные принципы общества и государства;2) механизм реализации власти многонационального народа РФ;3) основы социальной политики РФ;4) основы экономической системы РФ;5) основы политической системы РФ.Также предметом конституционного регулирования являются основы взаимоотношений человека с государством.Метод конституционного регулирования определяется предметом правового регулирования: это совокупность приемов, средств, ‘форм правового воздействия на общество в целом, включая государство.

Методами конституционного регулирования являются методы: – дозволения (равенство сторон — ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, ч. 3 ст.

35 Конституции РФ);– запрещения (запрещение недозволенных действий — ч. 4 ст. 3 Конституции РФ);– обязывания (метод властного связывания —ч.

2 ст. 15 Конституции РФ);– субординации: применительно к конституционному праву его в совокупности образуют методы обязывания и запрещения;– директивный (императивный) (норма ст. 116 Конституции РФ);– диспозитивный (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ);– правового гарантирования;– учредительный — использует специфические способы средства правового воздействия — общее установление и конституционное закрепление.

Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов. Поделитесь на страничке Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович 2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович 7.

Методы государственного регулирования экономики Методы управления экономикой.Реализуется в форме:а) убеждением;б) принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная, административная).Методы делятся:1.

Административные методы (запрет, юридическая Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич 6.

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна 1.2.

Ex facto oritur jus

  1. Государство как объект конституционно-правового регулирования
  1. Информация о публикации: Шустров Д.Г.

    Государство как объект конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право.

    2012. N 5. С. 13 — 20.

  2. Автор(ы): Шустров Дмитрий Германович
  3. Информация об авторе(ах): Аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В.

    Ломоносова.

IV. Государство как объект конституционно-правового регулирования в предмете конституционного праваНеобходимо строго разграничивать объект и предмет регулирования. Известно, что один и тот же объект может регулироваться рядом отраслей, каждая из которых будет регулировать государство как один из своих объектов «на свой лад», исходя из специфики своего предмета.

Государство может быть объектом регулирования не только конституционного, но и целого ряда других отраслей права.

Объект всегда остается одним и тем же, ведь объект — это конкретное явление. Как раз для того, чтобы различать предметную принадлежность государства как объекта, нам необходим предмет отраслевого регулирования, выступающий в данном случае в виде некоего «критерия», теста, определяющего предметную чистоту, принадлежность объекта. А предметом регулирования всегда выступают общественные отношения, деятельность.

Вот тут-то и раскрывается целесообразность разграничения объекта и предмета конституционно-правового регулирования . Правовое регулирование государства (объект) в рамках политических отношений (предмет) — привилегия конституционного права.——————————— На формулирование данной теоретической конструкции сильное влияние оказали идеи различения, сформулированные, правда, применительно к науке, к познанию, объекта и предмета Г.П.

Щедровицкого (см.: Щедровицкий Г.П. Приложение. Заметки о понятиях «объект» и «предмет» // Философия.

Наука. Методология. М., 1997. С. 595 — 625), В.С. Нерсесянца (см.: Проблемы общей теории права и государства.

М., 2004. С. 3 и сл.) и Н.А. Богдановой (см.: Богданова Н.А. Система науки конституционного права. С. 7 — 13; ее же. Конституционное право.

Общая часть. М., 2005. С. 31 — 32, 101), а также применительно к регулированию С.А. Авакьяна (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб.

курс: В 2 т. Т. 1. М., 2010. С. 22, 32 — 33). Подробнее о политических отношениях как отраслевом предмете см.: Еременко Ю.П. Нормы советских конституций: Автореф.

дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1968. С. 8; его же. Государственное право социалистических стран.

Волгоград, 1976. С. 38 — 71; его же.

К разработке предмета науки советского государственного права // Правоведение.

1980. N 6. С. 34 — 40; его же.

Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996. С. 23; Фарбер И.Е.

Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права.

Вып. 1(2). Саратов, 1974. С. 3; Тененбаум В.О.

Категории «политика» и «власть» в науке конституционного права // Там же.

О ПРЕДМЕТЕ И ОБЪЕКТАХ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

УДК 342 ББК 67.400 О предмете и объектах конституционного регулирования Ю.В. Ким Кемеровский институт Российского экономического университета им.

Г.В. Плеханова (Кемерово, Россия) The Subject and the Objects of the Constitutional Regulation Yu.V.

Kim Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (Kemerovo, Russia) При оценке эффективности конституций должны учитываться качество содержащегося в них нормативно-правового материала, а также их влияние на динамику государственности и устойчивость государства.

Конституция РФ сыграла важную роль в стабилизации политической системы, становлении начал правового государства и укреплении конституционной законности. По мере развития государства возникает объективная необходимость внесения изменений в конституцию, что обусловлено совершенствованием практики конституционализма, изменением подходов к определению пределов и глубины конституционного регулирования общественных отношений. При этом в Конституции РФ выявляются существенные изъяны доктринально-го, формально-логического и технико-юридического характера, обусловленные ее переходным характером.

По целому ряду фундаментальных позиций она вступает в неразрешимое противоречие с новыми стратегическими ориентирами государственного и общественного развития России, которые оформляются в современных условиях.

Данное обстоятельство является побудительным мотивом для расширения общественной дискуссии о выборе оптимальной модели конституции.

Автор считает, что применительно к конституции, а также к правовым отраслям параллельное использование юридических конструкций предмета и объекта не только уместно, но и желательно как в целях прикладных, так и научно-познавательных.

В статье анализируются подходы к определению дальнейшей перспективы действующей Конституции России. Ключевые слова: предмет, объект конституционного регулирования, конституция, конституционное право, форма государства, государственность, преобразование конституции. DOI 10.14258/izvasu(2018)3-11 At the assessment of the efficiency of constitutions, the consideration should be given to the quality of the regulating and legal material which is contained in them and also their influence on dynamics of statehood and stability of the state.

The Constitution of the Russian Federation played an important role in stabilization of political system, introduction of the legal basis of the constitutional statehood and advancing of law-based governance.

With the development of the state there is an objective need to introduce amendments to the Constitution which is caused by improvement of constitutionalism practice, change of approaches to definition of limits and depth of the constitutional regulation of the public relations. At the same time, the Constitution of the Russian Federation reveals significant flaws in the doctrinal, formal-logical and technical-legal nature, conditioned by its transitional character For a number of fundamental positions, it enters an insoluble contradiction

Объекты конституционного регулирования — Конституционное право зарубежных стран – Материалы лекций

Поделись с друзьями Нужна помощь в написании работы?

Это один из важнейших элементов содержания конституций, которое на протяжении последних столетий претерпевало множество изменений. Первоначально конституции регулировали два-триблокаобщественных отношений. Первый блок – это права и свободы человека и гражданина.Посуществу данный блок представлял собой, как уже отмечалось, главный смысл создания конституций как основных законов.

Ведь конституции учреждались прежде всего для того, чтобы гарантировать человека от произвола государства. Их высшая юридическая сила призвана была защитить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов и иных правовых актов.

Второй блок – организация публичной власти.

Эта организация, основанная на принципе народного суверенитета, призвана реализовать вытекающие из него принципы представительного правления и разделения властей. Принцип представительного правления означает, что власть, по крайней мере законодательная, избирается народом, выражает и формирует его волю. Принцип разделения властей предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власть будет осуществляться различными государственными органами, уравновешивающими друг друга, чтобы тем самым избежать произвола любого из них.

Конституции с самого начала устанавливали основные принципы формирования властей государства, их компетенцию и взаимоотношения между ними.

Этот блок охватывает и политико-территориальное устройство:виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой. Такие нормы обязательно включались в конституции федеративных государств, но нередко и унитарных. После Второй мировой войны в конституциях все больше места уделяется местному самоуправлению.

В дальнейшем круг объектов конституционного регулирования постоянно расширяется. Самой общей причиной этого являются изменения в экономической, социальной и политической жизни общества. Новые явления, отмирание прежних отношений находят свое отражение в трансформации конституционного законодательства.
Эта причина, имеющая материальный характер, дополняется рядом других, более конкретных. Возникающие проблемы регулируются с учетом колебаний в соотношениях политических сил, каждая из которых обычно каждый раз предлагает свои способы и подходы к разрешению возникающих экономических, социальных и иных проблем, нуждающихся в конституционном регулировании.

Среди факторов, воздействующих на мировое конституционное развитие, важное место принадлежит научно-техническому прогрессу, проявления которого достаточно часто требуют не только вообще правового, но и именно конституционного регулирования. Так, право на перемену пола стало возможным только благодаря успехам медицинской науки. С другой стороны, порой конституционное законодательство вынуждено вводить запрещающие нормы, оберегающие человека как биологическое существо от исчезновения.

В области прав и свобод происходит прежде всего расширение их круга путем включения в конституции новых прав и свобод.

Электронная библиотека

/ / 1.1 объект регулирования конституционного права Свое название конституционное право получило от особого юридического документа – конституции, которую официально (например, в Германии) или неофициально (например, в Болгарии) обычно называют основным законом.

Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов: законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений конституционного суда или конституционного совета и т.д.

В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения – в трудовом, преступления и наказания – в уголовном и т.д.), правовые акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию. Конституционное право регулирует основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности.

В социально-экономической сфере конституционное пр аво определяет основы отношений собственности, социальную роль государства и др., в политической сфере – создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д.

В духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм (множественность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве официальной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в Китае).

Важнейшая часть конституционного права – основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии. Таким образом, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях

«личность – коллектив (как коллективы публичного характера) – общество – государство»

.

Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией. Конституционное право как отрасль права – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами. Нормы конституционного права регулируют основы правового статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления.

Объекты Конституционного регулирования.

1 Свойства и функции Конституции. Первейшей целью и задачей Конституции в любой стране должны стать: • гарантии прав и свобод человека и гражданина; • устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей; • народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права и т. д. Важная функция конституции — препятствовать территориальному рас­паду государства, обеспечивать его единство и неделимость.

В связи с отме­чающимся подъёмом националистических и сепаратистских тенденций в ря­де стран возрастает значение конституции как инструмента для достижения единства народов, исторически соединённых в том или ином государстве.

Эта роль конституции была осознана развитыми странами давно, и она по­могла сохранить единство таких государств с многонациональным составом населения и сильными сепаратистскими движениями, как Великобритания, Бельгия, Испания. Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют.

В тоталитарном обществе эта связь выражена непосредственно в самом тексте конституции, которая закрепляет государственное руководство обще­ством и все основные идеологические установки правящей партии в отноше­нии экономической и политических систем. Здесь идеология приобретает си­лу основного закон, а права человека отвергаются. Гражданское общество отличается от государственно-организованного тем, что оно строится на основе свободы и инициативы людей и их объеди­нений, не нуждающихся в тотальном государственном регулировании.

Кон­ституция обязывает государство охранять гражданское общество.

К числу важнейших функций конституции относится закрепление пре­емственности в развитии государственности, тем самым конституция под­черкивает незыблемость государственности, не смотря ни на какие револю­ции, государственные перевороты или перестройки.

Первоначально конституции регулировали два-три блока общественных отношений.

Первый блок — Это права и свободы человека и гражданина.

Данный блок представляет собой главный смысл создания конституций как основных законов.

Ведь конституции утверждались прежде всего для того, чтобы гарантировать человека от произвола государства.

Их высшая юридическая сила призвана была защитить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов и иных правовых актов. Второй блок — организация высшей власти. Эта организация, основана на принципе народного суверенитета, призвана реализовать вытекающие из него принципы представительного правления и разделения власти.
Конституции с самого начала устанавливали основные принципы формирования властей государства, их компетенцию и взаимоотношения между ними.

Третий блок обязательно включался в конституции федеративных государств, но не редко и унитарных. Это блок — политико-территориальное устройство: виды территориальных структур, их отношение с центральной властью и между собой.

Объекты конституционного регулирования

Стр 6 из 7 Это один из важнейших элементов содержания конституций, которое на протяжении последних столетий претерпевало множество изменений.

Первоначально конституции регулировали два-триблокаобщественных отношений.

Первый блок – это права и свободы человека и гражданина.Посуществу данный блок представлял собой, как уже отмечалось, главный смысл создания конституций как основных законов. Ведь конституции учреждались прежде всего для того, чтобы гарантировать человека от произвола государства.

Их высшая юридическая сила призвана была защитить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов и иных правовых актов.

Второй блок – организация публичной власти.

Эта организация, основанная на принципе народного суверенитета, призвана реализовать вытекающие из него принципы представительного правления и разделения властей. Принцип представительного правления означает, что власть, по крайней мере законодательная, избирается народом, выражает и формирует его волю.
Принцип разделения властей предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власть будет осуществляться различными государственными органами, уравновешивающими друг друга, чтобы тем самым избежать произвола любого из них.

Конституции с самого начала устанавливали основные принципы формирования властей государства, их компетенцию и взаимоотношения между ними. Этот блок охватывает и политико-территориальное устройство:виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.

Такие нормы обязательно включались в конституции федеративных государств, но нередко и унитарных. После Второй мировой войны в конституциях все больше места уделяется местному самоуправлению. В дальнейшем круг объектов конституционного регулирования постоянно расширяется.

Самой общей причиной этого являются изменения в экономической, социальной и политической жизни общества. Новые явления, отмирание прежних отношений находят свое отражение в трансформации конституционного законодательства.

Эта причина, имеющая материальный характер, дополняется рядом других, более конкретных.

Возникающие проблемы регулируются с учетом колебаний в соотношениях политических сил, каждая из которых обычно каждый раз предлагает свои способы и подходы к разрешению возникающих экономических, социальных и иных проблем, нуждающихся в конституционном регулировании. Среди факторов, воздействующих на мировое конституционное развитие, важное место принадлежит научно-техническому прогрессу, проявления которого достаточно часто требуют не только вообще правового, но и именно конституционного регулирования. Так, право на перемену пола стало возможным только благодаря успехам медицинской науки.

С другой стороны, порой конституционное законодательство вынуждено вводить запрещающие нормы, оберегающие человека как биологическое существо от исчезновения. Пожалуй, одними из первых норм такого рода стали нормы ч. 2 ст. 119 новой Конституции Швейцарии, регулирующие зачатие с медицинской помощью и генную инженерию в отношении человека.

О предмете конституционно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

А. Н. Кокотов* О предмете конституционно-правового регулирования Аннотация.

Статья посвящена проблемам выделения предмета конституционно-правового регулирования на основе авторских представлений о таких категориях, как правовое регулирование и правовое воздействие, правотворческое и правоприменительное регулирование, предмет и объект регулирования. Показано значение для выделения предмета отдельных отраслей права их метода, юридических конструкций. Показано, что своеобразие предмета конституционного права определяется местом этой отрасли в национальном праве.

Конституционное право, во-первых, имеет собственную сферу регулирования — отношения по поводу складывания и осуществления верховной власти. Во-вторых, конституционное право нацелено на решение целого ряда общеправовых задач, подобных тем, что в рамках отдельных отраслей права решают нормы их общей части.

На втором направлении предмет данной отрасли охватывает предмет национального права в целом. Кроме того, в него входят все отрасли национального права (предметом права становится право).

Ключевые слова: регулирование и воздействие, конституционно-правовое регулирование, конституционное право, предмет и объект регулирования, фактические отношения, верховная власть, политическая система, общеправовые задачи. 001: 10.17803/1994-1471.2018.95.10.036-043 Правовое регулирование заключается в основанном на определенных ценностях сознательно-волевом упорядочении уполномоченными органами общественных отношений посредством предписывающего или рекомендательного установления статуса их участников, режима явлений, предметов, по поводу которых эти отношения складываются, а также других элементов последних.

Такое правотворческое регулирование дополняется правоприменительным регулированием, направленным на обеспечение действия нормативных правовых актов, принятия на их основе конкретных управленческих решений. Правоприменительное регулирование может иметь и правотворческий эффект, проявляющийся, например, в судебных прецедентах, доктринально-целевых основаниях правового регулирования, исходящих от высших органов власти. Так, утверждаемые Президентом, Правительством доктрины, концепции, программы, правотворческие установки посланий Президента выступают в качестве «преднормативных» источников права.

Правовое регулирование порождает не только те последствия, на которые оно прямо рассчитано, но и иные (как укладывающиеся в его общую целевую направленность или не противоречащие ей, так и нежелательные). Кроме того, в правовом поведении могут существовать © Кокотов А. Н., 2021 * Кокотов Александр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда Российской Федерации 190000, Россия, г.

Санкт-Петербург, Сенатская пл., д.

1 и даже доминировать ценности, имеющие своим источником не регулирующую деятельность официальных правотворцев, а более глубинные по отношению к ней социально-культурные, иные стереотипы массового сознания и массовой психики. В известном смысле такое

Понятие, предмет, система и принципы конституционного права России.

Стр 9 из 38 конституционное право — это отрасль российского права.

представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и, с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия. К принципам конституционного права относятся основополагающие идеи, которые провозглашают ценности, защищаемые государством.

Такие принципы отличаются повышенной нормативностью, что означает их первоочередное значение в деятельности всего государства. Все остальные отрасли права для того и существуют, чтобы обеспечивать выполнение основных принципов, закрепленных в конституции. Также главной задачей государства является защита регламентированных право и свобод личности, конституционного строя и формы власти, которые закреплены в Конституции.

Основными принципами конституционного права являются: принцип федерализма, защиты прав и свобод личности, разделение властей, республиканской формы правления, народного суверенитета. А ТЕПЕРЬ РАЗБЕРЕМ ПОДРОБНЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА: Принцип республиканской формы правления закрепляется в Конституции и означает, что государство имеет республиканскую форму правления, высшим источником власти выступает законодательное собрание, которое избирается народом.
Принцип разделения властей регламентируется конституционными нормами и отражается в делении власти на три части – судебную, исполнительную и законодательную.

Это необходимо для предотвращения сосредоточения власти в одних руках и поддержания республиканской формы правления.

Принцип федерализма означает деление государства на структурные единицы, которые обладают ограниченной независимостью, но в целом подчиняются федеральной власти.

Принцип народного суверенитета заключается во власти народа.

Народ является основой государственности, именно он выбирает законодательную и исполнительную власть. Принцип защиты прав и свобод личности отражает основную сущность, назначение государства.

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм.

Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних. Единство отрасли является необходимым условием

Понятие и предмет конституционного права России как ведущей отрасли российского права.

Методы конституционно-правового регулирования и их специфика.

Стр 1 из 10 Конституционное право России — ведущая фундаментальная отрасль права России, представляя собой совокупность правовых норм, регулирующая наиболее важные общественные отношения: основы государственного и общественного устройства, экономических и политических отношений, взаимоотношение государства и личности.

Отрасли права — понимается совокупность правовых норм регулируемые качественно однородные общественные отношения. Основные критерии деления права на отрасли: — предмет — методы Предмет отрасли права — есть круг общественных отношений, регулирующих соответствующими правовыми нормами Круг общественных отношений: 1. Определенные принципы государственного и общественного устава России, политический режим.

2. Экономические и социальных отношении. 3. Взаимоотношение человека с государством.

4. Отношение Российской Федерации и ее субъект 5. Отношение связанные с организацией государственной власти Российской Федерации и ее субъектах, основами местного самоуправления.

6. Методы правового регулирования — это способ возникновения на регулируемые общественные отношения. 7. Для отрицания частного права Регулируются: -диспозитивные Для публичного права: -императивные Особенности конституционного права: — данная отрасль регулируется отношения во всех сферах общественной жизни, использует все правовые способы Методы возникновения на общественные отношения: -Управомочивающий метод -Обязывающий метод -Запрещенный метод -Дозвол-я метод Специфика: 1.Закрепляются в Конституции Российской Федерации, конституциях (субъектов РФ и непосредственно вытекает из них форм…. 2.многие конституционные правовые нормы не имеют традиционной структуры в виде гипотезы, диспозиции и санкции.

3. Характерна высокая степень обобщения Система отрасли конституционного права России.

Конституционно-правовые нормы и институты. Нормы права – это вид правила поведения. — исходят от государства -являются общеобязательными -являются формально определенными -охраняются принудительной силой государства Классификация конституционно-правовых норм: 1.

По объекту правового регулирования: -государство -личность -власть По источникам закрепления — нормы феодальных конституционных законов — нормы подзаконных нормативных актов По характеру содержания правовых предписаний — управомочивающие — обязывающие — запрещающие 4. По действию во времени: А) действие в течение неопределенного срока Б) нормы с ограниченным сроком действий 5. По территории действия: — феодальные конституционно –правовые нормы действует на всей территории Российской Федерации — конституционно- правовые нормы субъектов Российской Федерации 6.

По степени определенности содержания правового предписания: -императивное -диспозитивное -альтернативное 7.