Оглавление:
Разделы: Цели: понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов. ХОД УРОКА. 1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.
– К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”. Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений.
Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах. 2. Игра с заглавием. – Обратимся к оглавлению романа.
Сколько частей он имеет? (Шесть) На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса: “Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка — преступление. Вторая — наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”) – Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание?
Преступление Наказание Возмездие Расплата Расчет
3.
Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Вступительный урок. Символика романа.
Знакомство с главным героем
Разделы: Цель: знакомство с символикой романа, с главным героем; побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения.
Мы приступаем к изучению одного из самых сложных произведений мировой литературы.
По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру.
В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время убийства процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и “жёлтый” цвет, наиболее устойчивый в романе, и тридцать копеек, которые Соня вынесла Мармеладову на похмелье, и слово “вдруг”, употребляющееся на страницах романа около 560 раз, и числа “семь”, “четыре”, “одиннадцать”, как бы преследующие Раскольникова, и многие другие детали. При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского.
Сегодня мы познакомимся со значением некоторых символов романа. Начнём с имён некоторых героев.
(Сообщение учителя и наблюдения учащихся над использованием символов в тексте романа. Это задание было дано перед прочтением романа, чтобы самостоятельное чтение не было поверхностным, но значение символов объясняется только сейчас.) Раскольников Родион Романович Фамилия имеет двойное толкование: 1. Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца; отсюда и двойники, двойное портретирование).
2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством. Раскол родины Романовых, т.е.
протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.
Порфирий Петрович. Порфирий – “багряный”. Это цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр I).
Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой. Соня Мармеладова – символизирует Божью правду. Следователь представляет в романе правовое начало.
Жёлтый (желчный) – 1) цвет болезни, расстройства, надрыва печали.
Сам грязно-жёлтый, уныло-жёлтый, болезненно-жёлтый
10-й класс
Разделы: Класс: 10 Цели:
Задачи:
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Технология: традиционная технология коллективного обучения, работа в группах, использование ИКТ (просмотр фрагментов видеофильма). Оборудование: текст романа Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание», тетрадь, наглядный материал (альбом с иллюстрациями жизни и творчества писателя), компьютер, телевизор, видеоплеер, художественный фильм «Преступление и наказание», экранизация романа Ф. М. Достоевского, 2 серии, режиссер-постановщик Л.
Кулиджанов, Центральная киностудия имени М.
Горького, 1969. План урока № п/п Этап урока Содержание (цель) этапа Использование ИКТ Время 1. Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин. 2. Чтение эпиграфа Объяснить цель урока 1 мин.
3. Вступительное слово учителя Актуализировать знания учащихся об авторе и его произведении 3 мин. 4. Анализ текста романа в форме беседы, чтения отрывков, комментирования сцен Показать, как создан в романе образ Петербурга, «погрузить» учащихся в созданный автором мир романа, закрепить литературоведческие термины, развивать навыки анализа литературного материала Просмотр фрагментов художественного фильма 25 мин.
5. Анализ эпизода «Сон Раскольникова» Показать роль эпизода в раскрытии идеи художественного произведения 5 мин. 6. Сообщение учащегося «Дети в романе Ф.
М. Достоевского» Развивать навыки самостоятельного анализа и синтеза литературного материала с использованием ИКТ Подготовка учащимся сообщения с компьютерной презентацией 5 мин. 7. Заключительное слово учителя Подвести к осмыслению главного конфликта романа 2 мин.
Проанализировать эпизод «Сон Раскольникова» (ч.
1, гл. 5)
МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области Урок-семинар в 10 классе«Униженные и оскорбленные»на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)Подготовила: БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы 2012-2013 учебный годТема: Урок-семинар «Униженные и оскорбленные» на страницах романа Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)Цель: выявление первоначального уровня восприятия романа Достоевского «преступление и наказание», продолжение изучения темы «маленького человека» в творчестве писателя; подготовка к рассмотрению философского ,идеологического аспекта романа.…бедность не порок, это истина… Но нищета… нищета – порок-с.Ход урока:
Роман Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, неразрешимость сомнений. Герои Достоевского оказываются в экстремальных ситуациях.
Положение героев характеризуется крайностью, грозит физической или моральной гибелью.
Таков и роман «Преступление и наказание» (1866). Работа над ним началась за границей, откуда Достоевский писал своим друзьям отчаянные письма.
«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша, со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем»
. Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.
«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, — писал Достоевский. – Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжкую минуту грусти…».
«Преступление и наказание» часто называют «петербургским» романом. Петербург играл важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки.
Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.Санкт (Santa – святой) – лат.Петр (Peter (нем.) Petros – камень, скала) – греч.Бург (burg – замок, крепость) – нем.
Образ Петербурга создавали в своих произведениях многие поэты и писатели. В сущности, они участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением.
Гоголя? (сообщения учащихся).
А теперь давайте пройдем по Петербургу Достоевского…- Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?- Каков внешний облик людей, встречающихся ему на улице?- Какое впечатление они производят на вас и почему?- Сравните Сенную и Васильевский остров в изображении Достоевского.Вывод: Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург.
Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание в 10 классе)Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание».
Воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, формировать эстетический вкус, любовь к родному языку.Развивающие развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского, актуализировать такое явление в жизнедеятельности человека, как « творчество», развивать понятие «мастер слова», развивать ассоциативное мышление, учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным.Тип урока: урок развития речи с метапредметным результатомТехнологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения,кейс-технологияФормируемые компетенции: коммуникативные, познавательные и регулятивные.Оборудование: презентация.
раздаточный материал,.Тип урока: Урок формирования новых знаний.Вид урока: проблемно- эвристическая беседа Ход урокаI. Организационно-мотивационный этап – Ребята, чем мы занимаемся на уроках литературы? (читаем, анализируем произведения, говорим о писателях….) Наш урок мы начнем с того вида деятельности, которым обычно открываются наши уроки, с чтения эпиграфа:
«Форма произведений Достоевского-выражение гигантского содержания»
М.М.Бахтин(1.2.3.слайды)Осмыслите эти высказывания и определите, как они могут быть связаны с темой урока?.
«Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру»
. В центре урока — разговор о творческой манере художника.
Для этого мы погрузимся в мир романа
« Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам нашей культуры и духовности»
. (А.Д.Дейкина) . / текстНа улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный калорит картины.
Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.
Меню
Вход / / / / Урок поможет молодому читателю воспринять роман «Преступление и наказание» как социально-философский и психологический роман, познакомить с историей создания романа, показать многоплановость и сложность конфликта в романе, обратив особое внимание учащихся на основу авторской позиции – бескомпромиссный поиск истины, боль за человека.
Сенчук Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы Березовской ОШ Раздольненского района Республики Крым 25.12.2014 Ход работы I.
1. Вступительное слово учителя. Роман «Преступление и наказание» — великая книга.
Это трудная книга, которую написал писатель – гуманист Фёдор Михайлович Достоевский.
Когда мы говорили с вами на прошлом уроке о художественном мире Достоевского, то отметили глубину миропонимания, всеобъемлющий гуманизм великого художника слова.
«Преступление и наказание» — книга об ответственности каждого человека за всё, происходящее в мире. Достоевский раскрывает антигуманный смысл теории главного героя Родиона Раскольникова, говорит о ценности любой человеческой жизни.
В наш век бездуховности и равнодушия боль за человека, бескомпромиссный поиск Ф. М. Достоевским истины в романе «Преступление и наказание» помогут вам, молодым читателям, разобраться в жизни.
И пусть не всё будет вами усвоено в процессе изучения, лишь бы были посеяны семена интереса, вера в гуманизм Достоевского, открыта дорога к нему. Мне хочется надеяться, что боль и страдания героев романа станут близки вам, станут необходимой частицей вашего духовного опыта.
Как же создавалась великая книга «Преступление и наказание»? I. 2. История создания романа. Рассказывает подготовленный учащийся, используя опорный конспект Опорный конспект учащиеся записывают в тетради по литературе.
Идея романа «Это психологический отчёт одного преступления» Закончил в 1866г. в Петербурге
«Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность»
.
«Преступление и наказание » — роман сильный, в нём показана жизнь людей 60-х годов, когда социальные противоречия обострились, незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными.
Этот роман идеологический, потому что в основе его конфликта лежит борьба одержимого идеями Раскольникова с самим собой и с окружающими. Достоевский показывает, что в 60-е годы нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле. Это роман и психологический, потому что показана диалектика души героев.
Добавление учителя. Противоречия, резко обозначившиеся в пореформенной действительности, прямо отразились в романе – идеологическом по своей структуре, социально – философском по содержанию, трагическом по раскрытию и истолкованию поставленных в нём проблем. Создавая роман, писатель использовал уже имеющиеся литературные традиции.
Конспект урока литературыТема: «Город полусумасшедший» (Петербург Достоевского в романе «преступление и наказание»)Автор: Бирюкова Наталья НиколаевнаE mail: О У : ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской областиТема урока: «Петербург Достоевского» («Город полусумасшедший»)Цели: образовательные- показать сумрачный Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»- доказать , что Петербург здесь не только фон, но и как бы действующее лицо романа, который давит , душит людей, доводит их до безумия и преступлений- сравнить изображение Петербурга в творчестве Пушкина , Гоголя и Достоевского-определить особенности характера Раскольникова- понять мотивы его поступков.Развивающие — развивать умение работать с художественным текстом-совершенствовать навыки сопоставительного анализаВоспитательная -воспитывать добропорядочность, отвращение к преступлениюОборудование: диск «Преступление и наказание», книги Достоевского «Преступление и наказание», картины Глазунова, иллюстрации Петербурга, раздаточный материал: стихи Пушкина (отрывок из «Медного всадника») , Гоголя (отрывок из « Невского проспекта»)Ход урока:
Сегодня на уроке мы отправляемся в заочное путешествие в город Петербург.Мы увидим , каким представлял Петербург Пушкин, Гоголь, Достоевский.
Пройдемся по улицам Петербурга, заглянем в дворы и подворотни. Посмотрим на страницы романа Достоевского «Преступление и наказание»Должны понять главную причину преступления главного героя Раскольникова, выяснить обстоятельства жизни многих героев романа «Преступление и наказание», доказать, что Петербург в романе не только фон, на котором разворачивается действие, но и одновременно действующее лицо, которое подталкивает героя к преступлению.
Чтение стих. Под музыку Я все время хожу между двух городов: Ленинград – Петербург, Петербург – Ленинград Прорывая, как сеть, вереницу годов, Направляясь вперед, возвращаясь назад. Петропавловских стен столько знает гранит! Только ветер их точит привольный Как и прежде у Смольного Ленин стоит, Но не штаб революции Смольный.
И мигает гирляндами Зимний дворец. Может выйдет сейчас император? Может в доме Ипатьева был не конец, Отменил приговор прокуратор?
По-весеннему воздух прозрачен и чист Над Фонтанкой – рекой, над Невою.
В Левашовскую пустынь везет особист Тех, кто станет мишенью живою… Разорвется на Невском немецкий снаряд – И лежат под расстрелянным небом Мать и дочь и случайно попавший солдат, Одаривший блокадников хлебом… А теперь в Петербурге на Невском огни, Словно блестки чужого наряда, Привлекают ,и манят, и дразнят они, Только мне-то чужого не надо.
(В.Симаков)Петербург – великий город, который имеет сложную судьбу и необычную историю.- Что вы знаете из истории Петербурга?
(Основан в 1703 году Петром 1, был столицей России до 1918 года. Город Революций, город Царей, с 1918 года столицу переносят снова в Москву и город носит имя Ленинград,
Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Разделы: Цели: 1) познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Достоевского. Раскрыть особенности духовного пути Достоевского; 2) раскрыть систему взглядов Достоевского – человека и Достоевского – писателя; 3) развитие устной речи учащихся. Оборудование: тексты, портреты Достоевского.
Ход урока: I Вступительное слово учителя о традиционных оценках Достоевского: “трудный”, “непонятный”. Цели: приблизиться, попытаться узнать, что – то открыть для себя, собрать материал для своего слова о Достоевском.
II 1. Сообщение (устный доклад) подготовленных учащихся о биографии писателя. 2.Запись темы урока в тетрадях .
Зарисовка таблицы: Что знал о Достоевском. Что узнал о Достоевском Задание: в ходе работы над темой урока, заполнить таблицу. 3. Задание группе учащихся: прочитать в учебнике Ю.
Лебедева статью на страницах 24 – 25, выделить и выписать в тетрадь главную мысль этой статьи. 4. Беседа: что интересного о жизни Достоевского рассказал ученик, делавший сообщение. Дополнения учителя: -Мы говорим о внешней жизни в цифрах, а сейчас я предлагаю вам проследить духовный путь Достоевского.
– Какая мысль является главной в статье учебника? “Мы будем вместе со Христом!” – слова Достоевского, после произнесенного приговора. – Как Достоевский обрел Христа?
В 1847 г. кружок Петрашевского – в основе социалистическое учение Фурье (социалист – утопист) 1853 – 54 г. после каторги – складывается снова система общественно – политических и этических взглядов, получивших название “почвенничества”, как вариант христианского социализма. По его мнению, современное состояния общества, называемого цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя (человекобог).
Это ведет к разрушению и самого человека, и общества, и цивилизации в целом.
Есть ли решение? Да не человекобог, а богочеловек.
Вечный идеал по Достоевскому – воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития и в этом спасение. “Писатель – растение многолетнее.
Как у ириса или лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней – так душа писателя расширяется, развивается периодами, а творение его – только внешние результаты подменного роста души”. (А. Блок) – Как вы думаете, о каком творении Достоевского можно говорить, прослушав эту цитату? (О “Преступлении и наказании”.) Домашнее задание на следующий урок: План беседы для работы на следующем уроке: 1.
Коротко об истории создания 1 – Смысл названия? Что думаете о смысле названия ?
2 – Какие чувства пробудил роман?
3 – О чем заставил задуматься? 4 – В чем причины преступления? 5 – Что показалось непонятным?
6 – Можно ли считать “Преступление и наказание” детективом? Класс 10 урок 2 Тема: Петербург и его роль в судьбе героя.
Цель: 1) проиллюстрировать традиционность темы города в литературе XlX в., раскрыть пагубность влияния города на
«В Петербурге Достоевского» (10-й класс общеобразовательной школы)
Разделы: Класс: 10 Тема урока: В Петербурге Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» (10-й класс общеобразовательной школы). Цели урока:
Достоевского «Преступление и наказание»;
Тип урока: Урок формирования новых знаний. Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.
Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором». Оборудование: портреты Ф.М. Достоевского (художники В.Г. Перов, С. Харламов), текст романа «Преступление и наказание»; план работы по теме урока; иллюстрации к роману художника Д.А.
Шмаринова, рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев). Оформление доски: портреты писателя, иллюстрации к роману, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме. Эпиграф: И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый, Город в свой уходил туман.
Анна Ахматова. Поэма без героя ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Объявление темы урока.
Целеполагание. План работы над темой – Слово о писателе. – Традиции и новаторство Достоевского в изображении города.
– Образ города как места действия (очерково-бытовые, топонимические петербургские реалии). – Тесная слитность города и судеб героев.
Город как соучастник преступления. III. Вступительное слово подготовленного учащегося Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, горькие ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя в период работы над лучшим своим романом – романом «Преступление и наказание» и что воплотилось на его страницах.
Это был человек, положивший жизнь на поиски путей, не много не мало, к спасению человечества, но нередко впадавший в трагические противоречия и заблуждения. Неутомимый борец, он готов был призывать к отказу от борьбы; истинный гуманист, он доходил до антигуманной проповеди примирения с миром зла и насилия; заступник униженных и оскорбленных, он склонен был заключать, что путь к счастью людей лежит лишь через страдания и лишения. Мы будем говорить
Роман «Преступление и наказание». Конспект урока план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Дата: 08.02.2017 Группа: 1 ПТЕМА: Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание».Тип занятия: изучение нового материала.Цель: 1) обучающийся должен знать основные этапы жизни и творчества Ф.М.
Достоевского, особенности его мировоззрения; 2) уметь составлять хронологическую таблицу основных этапов жизни и творчества Ф.М.Достоевского; 3) иметь представление об истории создания романа, символике, типах людей романа «Преступление и наказание».Задачи: 1) ознакомить с биографией писателя, основными произведениями;2) познакомить с оценкой творчества писателя критиками;3) познакомить с историей создания и системой образов романа «Преступление и наказание».Вид занятия: лекция с элементами беседы.Методы обучения: объяснение, проблемное изложение, демонстрация презентации, видеофрагмента.Формы организации учебной работы: фронтальная, парнаяДидактические средства обучения: презентации, учебники, роман «Преступление и наказание».Задание на дом: Ход занятия.
Приветствие.
— Сегодня приступим к изучению новой темы. Выходит студентка и читает отрывок из воспоминаний Анны Сниткиной.Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина). ВоспоминанияТретьего октября 1866 года, около семи часов вечера, я, по обыкновению, пришла в 6-ю мужскую гимназию, где преподаватель стенографии П.
М. Ольхин читал свою лекцию. Она еще не началась: поджидали опоздавших.
Я села на свое обычное место, и только что принялась раскладывать тетради, как ко мне подошел Ольхин и, сев рядом на скамейку, сказал: — Анна Григорьевна, не хотите ли получить стенографическую работу?
Мне поручено найти стенографа, и я подумал, что, может быть, вы согласитесь взять эту работу на себя. — Очень хочу, — ответила я, — давно мечтаю о возможности работать.
Сомневаюсь только, достаточно ли знаю стенографию, чтобы принять на себя ответственное занятие.
Ольхин меня успокоил. По его мнению, предлагаемая работа не потребует большей скорости письма, чем та, какою я владею.
— У кого же предполагается стенографическая работа? — заинтересовалась я. — У писателя Достоевского.
Он теперь занят новым романом и намерен писать его при помощи стенографа. Достоевский думает, что в романе будет около семи печатных листов большого формата, и предлагает за весь труд пятьдесят рублей. Я поспешила согласиться. Имя Достоевского было знакомо мне с детства: он был любимым писателем моего отца.
Я сама восхищалась его произведениями и плакала над «Записками из Мертвого дома».