Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Конспект урока достоевский преступление и наказание 10 класс

Конспект урока достоевский преступление и наказание 10 класс

Оглавление:

Урок в 10-м классе. История замысла романа «Преступление и наказание», жанровая композиция

  1. , учитель

Разделы: Цели: понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов. ХОД УРОКА. 1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.

– К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”. Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений.

Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах. 2. Игра с заглавием. – Обратимся к оглавлению романа.

Сколько частей он имеет? (Шесть) На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса: “Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка — преступление. Вторая — наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”) – Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание?

Преступление Наказание Возмездие Расплата Расчет

  1. Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
  2. Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
  3. Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!
  4. Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).

3.

(Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию). – Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову «наказание».

Основной конфликт романа, общественная обстановка. – Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву. Карточка №1. “Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти.
Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”.

Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром.

Урок литературы в 10-м классе.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Вступительный урок. Символика романа.

Знакомство с главным героем

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Цель: знакомство с символикой романа, с главным героем; побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения.

Предварительное домашнее задание группам учащихся к данному уроку: При чтении романа выписать в тетрадь примеры использования автором 1 группа: желтого и красного цвета; 2 группа: числа “четыре”; 3 группа: числа “семь”; 4 группа: числа “одиннадцать”; 5 группа: действий, происходящих на лестнице; 6 группа: действий, происходящих в незамкнутом пространстве (на площадях, улицах, в проходных комнатах).

Мы приступаем к изучению одного из самых сложных произведений мировой литературы.

По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру.

В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время убийства процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и “жёлтый” цвет, наиболее устойчивый в романе, и тридцать копеек, которые Соня вынесла Мармеладову на похмелье, и слово “вдруг”, употребляющееся на страницах романа около 560 раз, и числа “семь”, “четыре”, “одиннадцать”, как бы преследующие Раскольникова, и многие другие детали. При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского.

Сегодня мы познакомимся со значением некоторых символов романа. Начнём с имён некоторых героев.

(Сообщение учителя и наблюдения учащихся над использованием символов в тексте романа. Это задание было дано перед прочтением романа, чтобы самостоятельное чтение не было поверхностным, но значение символов объясняется только сейчас.) Раскольников Родион Романович Фамилия имеет двойное толкование: 1. Раскол – раздвоение (ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца; отсюда и двойники, двойное портретирование).

2. Раскол – раскольничество (старообрядчество, староверие) – течение, возникшее в XVII веке в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона. Раскол характеризуется одной мыслью, фанатизмом и упрямством. Раскол родины Романовых, т.е.

протест против нравственной атмосферы, порядков этого государства.

Порфирий Петрович. Порфирий – “багряный”. Это цвет царской мантии. Отчество – намёк на монаршью власть (Пётр I).

Раскольников, нарушив заповедь “не убий”, вступил в конфликт с двумя правдами – Божьей и человеческой. Соня Мармеладова – символизирует Божью правду. Следователь представляет в романе правовое начало.

Жёлтый (желчный) – 1) цвет болезни, расстройства, надрыва печали.

Сам грязно-жёлтый, уныло-жёлтый, болезненно-жёлтый

Конспект урока по теме «Петербург Ф.М. Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»).

10-й класс

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Класс: 10 Цели:

  1. подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
  2. показать, как создан в романе образ города, как изображает писатель жизнь «униженных и оскорбленных»;

Задачи:

  1. закрепить умение учащихся анализировать эпизод художественного произведения;
  2. показать связь между различными видами искусства (литература и кино);
  3. развивать навыки анализа литературного материала;
  4. закрепить знание учащимися литературоведческих терминов;
  5. активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  6. создать на уроке атмосферу человеческого общения, воспитывающую гуманизм, доброту, сочувствие посредством литературы как искусства слова.
  7. «погрузить» учащихся в созданный автором мир романа;

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Технология: традиционная технология коллективного обучения, работа в группах, использование ИКТ (просмотр фрагментов видеофильма). Оборудование: текст романа Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание», тетрадь, наглядный материал (альбом с иллюстрациями жизни и творчества писателя), компьютер, телевизор, видеоплеер, художественный фильм «Преступление и наказание», экранизация романа Ф. М. Достоевского, 2 серии, режиссер-постановщик Л.

Кулиджанов, Центральная киностудия имени М.

Горького, 1969. План урока № п/п Этап урока Содержание (цель) этапа Использование ИКТ Время 1. Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин. 2. Чтение эпиграфа Объяснить цель урока 1 мин.

3. Вступительное слово учителя Актуализировать знания учащихся об авторе и его произведении 3 мин. 4. Анализ текста романа в форме беседы, чтения отрывков, комментирования сцен Показать, как создан в романе образ Петербурга, «погрузить» учащихся в созданный автором мир романа, закрепить литературоведческие термины, развивать навыки анализа литературного материала Просмотр фрагментов художественного фильма 25 мин.

5. Анализ эпизода «Сон Раскольникова» Показать роль эпизода в раскрытии идеи художественного произведения 5 мин. 6. Сообщение учащегося «Дети в романе Ф.

М. Достоевского» Развивать навыки самостоятельного анализа и синтеза литературного материала с использованием ИКТ Подготовка учащимся сообщения с компьютерной презентацией 5 мин. 7. Заключительное слово учителя Подвести к осмыслению главного конфликта романа 2 мин.

8. Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 3 мин. На предыдущем уроке учащиеся получили следующее домашнее задание: Подготовиться к беседе по теме «Образ Петербурга в романе» по плану: 1) улицы, площади города, жилища героев (ч.1, гл. 1, 2, 3, 5, 6); 2) взаимоотношения между людьми (ч.
1, гл. 1, 2, ч.2 гл. 7); 3) трагедии, происходящие на улицах города ч.1, гл. 4, ч. 2, гл. 6, ч. 5, гл. 5).

Проанализировать эпизод «Сон Раскольникова» (ч.

1, гл. 5)

Урок-семинар по литературе «Униженные и оскорбленные» на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс) план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области Урок-семинар в 10 классе«Униженные и оскорбленные»на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)Подготовила: БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы 2012-2013 учебный годТема: Урок-семинар «Униженные и оскорбленные» на страницах романа Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)Цель: выявление первоначального уровня восприятия романа Достоевского «преступление и наказание», продолжение изучения темы «маленького человека» в творчестве писателя; подготовка к рассмотрению философского ,идеологического аспекта романа.…бедность не порок, это истина… Но нищета… нищета – порок-с.Ход урока:

  • Вступительное слово учителя.

Роман Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, неразрешимость сомнений. Герои Достоевского оказываются в экстремальных ситуациях.

Положение героев характеризуется крайностью, грозит физической или моральной гибелью.

Таков и роман «Преступление и наказание» (1866). Работа над ним началась за границей, откуда Достоевский писал своим друзьям отчаянные письма.

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша, со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем»

. Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, — писал Достоевский. – Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжкую минуту грусти…».

«Преступление и наказание» часто называют «петербургским» романом. Петербург играл важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки.

Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.Санкт (Santa – святой) – лат.Петр (Peter (нем.) Petros – камень, скала) – греч.Бург (burg – замок, крепость) – нем.

  • Беседа по вопросам (вопросы даются за 1-2 недели до урока).
  • Петербург в изображении Пушкина и Гоголя.

Образ Петербурга создавали в своих произведениях многие поэты и писатели. В сущности, они участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением.

Гоголя? (сообщения учащихся).

  • Петербург Достоевского.

А теперь давайте пройдем по Петербургу Достоевского…- Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?- Каков внешний облик людей, встречающихся ему на улице?- Какое впечатление они производят на вас и почему?- Сравните Сенную и Васильевский остров в изображении Достоевского.Вывод: Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург.

Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга.- Вспомним, каким предстает перед нами Петербург Пушкина?
У Достоевского есть в Петербурге любимые места, любимый сезон, любимое время.

Урок-исследование по роману Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание в 10 классе)Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание».

  1. Цель: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к художественному тексту, на основе чего сформировать способы оценки эпизодов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание
  2. Учебные: расширять словарный запас воспитанников, познакомиться с «инструментами создания» художественного произведения, повторить литературоведческие понятия, связанные с анализом прозаического текста, научить определять роль системы изобразительно-выразительных средств в их единстве; — развитие речевой деятельности учащихся при литературоведческом анализе произведения; — культурологический подход
  3. Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, формировать эстетический вкус, любовь к родному языку.Развивающие развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского, актуализировать такое явление в жизнедеятельности человека, как « творчество», развивать понятие «мастер слова», развивать ассоциативное мышление, учить высказывать свою точку зрения в диалоге, быть активным.Тип урока: урок развития речи с метапредметным результатомТехнологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения,кейс-технологияФормируемые компетенции: коммуникативные, познавательные и регулятивные.Оборудование: презентация.

раздаточный материал,.Тип урока: Урок формирования новых знаний.Вид урока: проблемно- эвристическая беседа Ход урокаI. Организационно-мотивационный этап – Ребята, чем мы занимаемся на уроках литературы? (читаем, анализируем произведения, говорим о писателях….) Наш урок мы начнем с того вида деятельности, которым обычно открываются наши уроки, с чтения эпиграфа:

«Форма произведений Достоевского-выражение гигантского содержания»

М.М.Бахтин(1.2.3.слайды)Осмыслите эти высказывания и определите, как они могут быть связаны с темой урока?.

«Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру»

. В центре урока — разговор о творческой манере художника.

Для этого мы погрузимся в мир романа

« Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам нашей культуры и духовности»

. (А.Д.Дейкина) . / текстНа улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный калорит картины.

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.

Конспект урока по литературе «Роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»»

Меню

Вход / / / / Урок поможет молодому читателю воспринять роман «Преступление и наказание» как социально-философский и психологический роман, познакомить с историей создания романа, показать многоплановость и сложность конфликта в романе, обратив особое внимание учащихся на основу авторской позиции – бескомпромиссный поиск истины, боль за человека.

Конспект урока по литературе

Сенчук Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы Березовской ОШ Раздольненского района Республики Крым 25.12.2014 Ход работы I.

1. Вступительное слово учителя. Роман «Преступление и наказание» — великая книга.

Это трудная книга, которую написал писатель – гуманист Фёдор Михайлович Достоевский.

Когда мы говорили с вами на прошлом уроке о художественном мире Достоевского, то отметили глубину миропонимания, всеобъемлющий гуманизм великого художника слова.

«Преступление и наказание» — книга об ответственности каждого человека за всё, происходящее в мире. Достоевский раскрывает антигуманный смысл теории главного героя Родиона Раскольникова, говорит о ценности любой человеческой жизни.

В наш век бездуховности и равнодушия боль за человека, бескомпромиссный поиск Ф. М. Достоевским истины в романе «Преступление и наказание» помогут вам, молодым читателям, разобраться в жизни.

И пусть не всё будет вами усвоено в процессе изучения, лишь бы были посеяны семена интереса, вера в гуманизм Достоевского, открыта дорога к нему. Мне хочется надеяться, что боль и страдания героев романа станут близки вам, станут необходимой частицей вашего духовного опыта.

Как же создавалась великая книга «Преступление и наказание»? I. 2. История создания романа. Рассказывает подготовленный учащийся, используя опорный конспект Опорный конспект учащиеся записывают в тетради по литературе.

Идея романа «Это психологический отчёт одного преступления» Закончил в 1866г. в Петербурге

«Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность»

.

«Преступление и наказание » — роман сильный, в нём показана жизнь людей 60-х годов, когда социальные противоречия обострились, незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными.

Этот роман идеологический, потому что в основе его конфликта лежит борьба одержимого идеями Раскольникова с самим собой и с окружающими. Достоевский показывает, что в 60-е годы нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле. Это роман и психологический, потому что показана диалектика души героев.

Добавление учителя. Противоречия, резко обозначившиеся в пореформенной действительности, прямо отразились в романе – идеологическом по своей структуре, социально – философском по содержанию, трагическом по раскрытию и истолкованию поставленных в нём проблем. Создавая роман, писатель использовал уже имеющиеся литературные традиции.

Конспект урока литературы: «Город полусумасшедший» (Петербург Достоевского по роману «Преступление и наказание») план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Конспект урока литературыТема: «Город полусумасшедший» (Петербург Достоевского в романе «преступление и наказание»)Автор: Бирюкова Наталья НиколаевнаE mail: О У : ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской областиТема урока: «Петербург Достоевского» («Город полусумасшедший»)Цели: образовательные- показать сумрачный Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»- доказать , что Петербург здесь не только фон, но и как бы действующее лицо романа, который давит , душит людей, доводит их до безумия и преступлений- сравнить изображение Петербурга в творчестве Пушкина , Гоголя и Достоевского-определить особенности характера Раскольникова- понять мотивы его поступков.Развивающие — развивать умение работать с художественным текстом-совершенствовать навыки сопоставительного анализаВоспитательная -воспитывать добропорядочность, отвращение к преступлениюОборудование: диск «Преступление и наказание», книги Достоевского «Преступление и наказание», картины Глазунова, иллюстрации Петербурга, раздаточный материал: стихи Пушкина (отрывок из «Медного всадника») , Гоголя (отрывок из « Невского проспекта»)Ход урока:

  • Сообщение темы и целей урока:
  • Оргмомент: организация группы к работе, настрой на урок

Сегодня на уроке мы отправляемся в заочное путешествие в город Петербург.Мы увидим , каким представлял Петербург Пушкин, Гоголь, Достоевский.

Пройдемся по улицам Петербурга, заглянем в дворы и подворотни. Посмотрим на страницы романа Достоевского «Преступление и наказание»Должны понять главную причину преступления главного героя Раскольникова, выяснить обстоятельства жизни многих героев романа «Преступление и наказание», доказать, что Петербург в романе не только фон, на котором разворачивается действие, но и одновременно действующее лицо, которое подталкивает героя к преступлению.

Чтение стих. Под музыку Я все время хожу между двух городов: Ленинград – Петербург, Петербург – Ленинград Прорывая, как сеть, вереницу годов, Направляясь вперед, возвращаясь назад. Петропавловских стен столько знает гранит! Только ветер их точит привольный Как и прежде у Смольного Ленин стоит, Но не штаб революции Смольный.

И мигает гирляндами Зимний дворец. Может выйдет сейчас император? Может в доме Ипатьева был не конец, Отменил приговор прокуратор?

По-весеннему воздух прозрачен и чист Над Фонтанкой – рекой, над Невою.

В Левашовскую пустынь везет особист Тех, кто станет мишенью живою… Разорвется на Невском немецкий снаряд – И лежат под расстрелянным небом Мать и дочь и случайно попавший солдат, Одаривший блокадников хлебом… А теперь в Петербурге на Невском огни, Словно блестки чужого наряда, Привлекают ,и манят, и дразнят они, Только мне-то чужого не надо.

(В.Симаков)Петербург – великий город, который имеет сложную судьбу и необычную историю.- Что вы знаете из истории Петербурга?

(Основан в 1703 году Петром 1, был столицей России до 1918 года. Город Революций, город Царей, с 1918 года столицу переносят снова в Москву и город носит имя Ленинград,

Уроки литературы в 10-м классе по теме: «Ф.М.

Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

  1. , учитель литературы

Разделы: Цели: 1) познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Достоевского. Раскрыть особенности духовного пути Достоевского; 2) раскрыть систему взглядов Достоевского – человека и Достоевского – писателя; 3) развитие устной речи учащихся. Оборудование: тексты, портреты Достоевского.

Ход урока: I Вступительное слово учителя о традиционных оценках Достоевского: “трудный”, “непонятный”. Цели: приблизиться, попытаться узнать, что – то открыть для себя, собрать материал для своего слова о Достоевском.

II 1. Сообщение (устный доклад) подготовленных учащихся о биографии писателя. 2.Запись темы урока в тетрадях .

Зарисовка таблицы: Что знал о Достоевском. Что узнал о Достоевском Задание: в ходе работы над темой урока, заполнить таблицу. 3. Задание группе учащихся: прочитать в учебнике Ю.

Лебедева статью на страницах 24 – 25, выделить и выписать в тетрадь главную мысль этой статьи. 4. Беседа: что интересного о жизни Достоевского рассказал ученик, делавший сообщение. Дополнения учителя: -Мы говорим о внешней жизни в цифрах, а сейчас я предлагаю вам проследить духовный путь Достоевского.

– Какая мысль является главной в статье учебника? “Мы будем вместе со Христом!” – слова Достоевского, после произнесенного приговора. – Как Достоевский обрел Христа?

В 1847 г. кружок Петрашевского – в основе социалистическое учение Фурье (социалист – утопист) 1853 – 54 г. после каторги – складывается снова система общественно – политических и этических взглядов, получивших название “почвенничества”, как вариант христианского социализма. По его мнению, современное состояния общества, называемого цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя (человекобог).

Это ведет к разрушению и самого человека, и общества, и цивилизации в целом.

Есть ли решение? Да не человекобог, а богочеловек.

Вечный идеал по Достоевскому – воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития и в этом спасение. “Писатель – растение многолетнее.

Как у ириса или лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней – так душа писателя расширяется, развивается периодами, а творение его – только внешние результаты подменного роста души”. (А. Блок) – Как вы думаете, о каком творении Достоевского можно говорить, прослушав эту цитату? (О “Преступлении и наказании”.) Домашнее задание на следующий урок: План беседы для работы на следующем уроке: 1.

Коротко об истории создания 1 – Смысл названия? Что думаете о смысле названия ?

2 – Какие чувства пробудил роман?

3 – О чем заставил задуматься? 4 – В чем причины преступления? 5 – Что показалось непонятным?

6 – Можно ли считать “Преступление и наказание” детективом? Класс 10 урок 2 Тема: Петербург и его роль в судьбе героя.

Цель: 1) проиллюстрировать традиционность темы города в литературе XlX в., раскрыть пагубность влияния города на

Урок литературы по роману «Преступление и наказание».

«В Петербурге Достоевского» (10-й класс общеобразовательной школы)

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Класс: 10 Тема урока: В Петербурге Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» (10-й класс общеобразовательной школы). Цели урока:

  1. Воспитательные –
    • воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.
  2. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
  3. формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
  4. подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

  5. Обучающие –
    • познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
    • помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;
    • подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
  6. познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М.

    Достоевского «Преступление и наказание»;

  7. развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
  8. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.
  9. Развивающие–
    • формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
    • формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
    • развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
  10. помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;

Тип урока: Урок формирования новых знаний. Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором». Оборудование: портреты Ф.М. Достоевского (художники В.Г. Перов, С. Харламов), текст романа «Преступление и наказание»; план работы по теме урока; иллюстрации к роману художника Д.А.

Шмаринова, рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев). Оформление доски: портреты писателя, иллюстрации к роману, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме. Эпиграф: И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый, Город в свой уходил туман.

Анна Ахматова. Поэма без героя ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Объявление темы урока.

Целеполагание. План работы над темой – Слово о писателе. – Традиции и новаторство Достоевского в изображении города.

– Образ города как места действия (очерково-бытовые, топонимические петербургские реалии). – Тесная слитность города и судеб героев.

Город как соучастник преступления. III. Вступительное слово подготовленного учащегося Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, горькие ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя в период работы над лучшим своим романом – романом «Преступление и наказание» и что воплотилось на его страницах.

Это был человек, положивший жизнь на поиски путей, не много не мало, к спасению человечества, но нередко впадавший в трагические противоречия и заблуждения. Неутомимый борец, он готов был призывать к отказу от борьбы; истинный гуманист, он доходил до антигуманной проповеди примирения с миром зла и насилия; заступник униженных и оскорбленных, он склонен был заключать, что путь к счастью людей лежит лишь через страдания и лишения. Мы будем говорить

Федор Михайлович Достоевский.

Роман «Преступление и наказание». Конспект урока план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Дата: 08.02.2017 Группа: 1 ПТЕМА: Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание».Тип занятия: изучение нового материала.Цель: 1) обучающийся должен знать основные этапы жизни и творчества Ф.М.

Достоевского, особенности его мировоззрения; 2) уметь составлять хронологическую таблицу основных этапов жизни и творчества Ф.М.Достоевского; 3) иметь представление об истории создания романа, символике, типах людей романа «Преступление и наказание».Задачи: 1) ознакомить с биографией писателя, основными произведениями;2) познакомить с оценкой творчества писателя критиками;3) познакомить с историей создания и системой образов романа «Преступление и наказание».Вид занятия: лекция с элементами беседы.Методы обучения: объяснение, проблемное изложение, демонстрация презентации, видеофрагмента.Формы организации учебной работы: фронтальная, парнаяДидактические средства обучения: презентации, учебники, роман «Преступление и наказание».Задание на дом: Ход занятия.

  • Организационный момент.

Приветствие.

  • Постановка темы, цели и задач урока.

— Сегодня приступим к изучению новой темы. Выходит студентка и читает отрывок из воспоминаний Анны Сниткиной.Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина). ВоспоминанияТретьего октября 1866 года, около семи часов вечера, я, по обыкновению, пришла в 6-ю мужскую гимназию, где преподаватель стенографии П.

М. Ольхин читал свою лекцию. Она еще не началась: поджидали опоздавших.

Я села на свое обычное место, и только что принялась раскладывать тетради, как ко мне подошел Ольхин и, сев рядом на скамейку, сказал: — Анна Григорьевна, не хотите ли получить стенографическую работу?

Мне поручено найти стенографа, и я подумал, что, может быть, вы согласитесь взять эту работу на себя. — Очень хочу, — ответила я, — давно мечтаю о возможности работать.

Сомневаюсь только, достаточно ли знаю стенографию, чтобы принять на себя ответственное занятие.

Ольхин меня успокоил. По его мнению, предлагаемая работа не потребует большей скорости письма, чем та, какою я владею.

— У кого же предполагается стенографическая работа? — заинтересовалась я. — У писателя Достоевского.

Он теперь занят новым романом и намерен писать его при помощи стенографа. Достоевский думает, что в романе будет около семи печатных листов большого формата, и предлагает за весь труд пятьдесят рублей. Я поспешила согласиться. Имя Достоевского было знакомо мне с детства: он был любимым писателем моего отца.

Я сама восхищалась его произведениями и плакала над «Записками из Мертвого дома».