Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Код 8001 по 115фз

Оглавление:

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О порядке направления сообщений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю с кодом 8001 (сделки с недвижимым имуществом)»


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России) Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Президенту Ассоциации российских банков Тосуняну Г.А. О применении Федерального закона № 115-ФЗ Уважаемый Гарегин Ашотович! Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел запрос от 10.04.2008 № А-02/5-203 и сообщает следующее. Федеральный закон от 07.08.2001г.

№ 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями по толкованию норм данного Федерального закона. Вместе с тем, полагаем возможным изложить мнение Департамента по поставленным в письме вопросам.

Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Буквальное прочтение нормы пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а сами сделки с недвижимым имуществом.

При совершении расчетов по клиентским сделкам с недвижимым имуществом кредитные организации, как правило, не располагают информацией о дате регистрации сделки (ее вступлении в силу) и/или сумме сделки, и, соответственно, не могут сделать однозначный вывод о том, состоялась ли сделка с недвижимым имуществом, подлежащая обязательному контролю.

Таким образом, если в рамках осуществления расчетов по сделке с недвижимым имуществом клиент представил вступивший в законную силу договор, подтверждающий факт совершения сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), то есть кредитная организация располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, кредитной организации следует направить в уполномоченный орган сообщение с кодом вида операции «8001». В поле DATA сообщения, направляемого в уполномоченный орган, указывается дата вступления в силу договора, предметом которого является недвижимое имущество (для сделок с недвижимым имуществом, не подлежащих государственной регистрации), либо дата государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом (для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации), в полях SUME и SUM — сумма договора, предметом которого является недвижимое имущество, а в поле DESCR рекомендуем указать информацию о дате получения кредитной организацией документа, подтверждающего факт совершения сделки с недвижимым имуществом, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о сделке с недвижимым имуществом. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2.11 Положения Банка России от 20 декабря 2002 г.

N 207-П

«О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом, подлежащая обязательному контролю, была выявлена кредитной организацией позже рабочего дня, следующего за днем совершения операции, кредитная организация представляет сведения о такой операции в уполномоченный орган в день ее выявления и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение ОЭС, содержащий эти сведения, в этот же день до 16.00 по местному времени. Таким образом, если кредитной организации на основании полученных документов стало известно о подлежащей обязательному контролю операции в виде сделки с недвижимым имуществом позднее даты ее совершения, сообщение в уполномоченный орган с кодом 8001 следует направить в день, когда кредитная организация получила сведения об этой сделке. В случае, если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля не отнесена к операции, вызывающей подозрения в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению сведений в уполномоченный орган не возникает.

Директор Департамента Е.И. Ищенко Прикрепленные документы

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона №115-ФЗ

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Код Наименование 010 Кредитные организации 020 Профессиональные участники рынка ценных бумаг 021 Организации, осуществляющие депозитарную деятельность (Депозитарии) 022 Организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (Регистраторы) 030 Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) 031 Индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами 032 Общества взаимного страхования 033 Негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию 034 Страховые брокеры 040 Лизинговые компании 050 Организации федеральной почтовой связи 080 Ломбарды 110 Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения 111 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий 120 Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме 130 Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 140 Организации, оказывающие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества 141 Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества 150 Адвокаты 151 Нотариусы 152 Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг 153 Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг 160 Операторы по приему платежей 170 Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента 180 Кредитные потребительские кооперативы 181 Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы 190 Микрофинансовые организации 210 Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи 220 Операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами

Бухгалтерский учет и другие аспекты переводов физических лиц. Часть 18

№ 207-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Наше любимое Положение ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П

«О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»

тоже не осталось в стороне от борьбы с легализаторами и террористами.

Изменения, связанные с идентификацией клиентов и передачей информации о них, появились в Положении № 222-П в начале 2008 года.

Банк России также выпустил множество писем, рекомендаций, информационных сообщений и официальных разъяснений по данному вопросу, которые мы здесь перечислять не будем. Однако при необходимости к некоторым из них обратимся.

Не относятся к нормативным документам, но объясняют логику некоторых моментов в отечественном ПОД/ФТ так называемые Вольфсбергские принципы —

«Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе»

, неофициальный перевод которых (последняя версия) был доведен до кредитных организаций Указанием оперативного характера ЦБ РФ от 8 апреля 2003 г. № 53-Т. Действия банка в области ПОД/ФТ при осуществлении переводов физических лиц.

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ кредитные организации относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. И, соответственно, должны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таким мерам относятся: — обязательные процедуры внутреннего контроля; — обязательный контроль; — запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ; — иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

К операциям с денежными средствами или иным имуществом относятся действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Обязательному контролю подлежат, во-первых, операциина сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалентную ей сумму в иностранной валюте, если характер операции соответствует перечню, установленному пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Во-вторых — операции с недвижимым имуществом на сумму более 3 млн. руб. или эквивалентной ей. И в-третьих — сделки, одной из сторон которых являются экстремисты или террористы (вернее, лица, в отношении которых имеются такие сведения). Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, банки документально фиксируют и предоставляют непосредственно в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу — не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

Кроме обязательного контроля, на банках лежит обязанность по идентификации лиц, находящихся на обслуживании.

«Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 80)» (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 26 от 23.11.2011)

Следует учитывать, что государственной регистрации, наряду с вышеперечисленными судами, подлежат также строящиеся суда (регистрируются в реестре строящихся судов).Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В частности, предприятия, автотранспортные магистрали, железнодорожные пути, трубопроводы являются недвижимым имуществом.

При этом под термином предприятие понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (производственной, хозяйственной, посреднической, коммерческой и т.п.). 2. ВЫЯВЛЕНИЕ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ, ПОДЛЕЖАЩИХОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ2.1. Согласно Закона N 115-ФЗ, кредитные организации обязаны

«документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами»

.

2.2. Таким образом, обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, совершаемые клиентами кредитной организации (т.е. хотя бы одним из участников сделки должен быть клиент), результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а сумма сделки при этом равна или превышает 3 000 000 рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (далее — контролируемые сделки с недвижимым имуществом).

К таким сделкам относятся купля/продажа, мена, дарение, наследование, внесение в уставной капитал юридического лица, соглашения участников общей собственности об установлении или перераспределении долей в праве собственности на недвижимое имущество, а также иные виды сложных сделок, содержащие в своем составе возможность перехода права собственности на недвижимое имущество, например, аренда с правом выкупа, рента с правом выкупа и т.д. Незакрытый перечень таких договоров приведен в .2.3.

В соответствии с ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации. Факт государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество может быть установлен кредитной организацией на основании:- свидетельства о государственной регистрации права собственности;- наличия отметки на договоре о регистрации права собственности (например, на экземпляре договора купли-продажи у продавца недвижимости);- выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).2.4. Информационным письмом Банка России от 06.03.2006 N 9, обобщающим практику применения и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, установлено, что кредитная организация должна представлять в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым имуществом <*>, сумма которых равна или превышает 3 000 000 рублей, если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.

Исключение составляют контролируемые сделки с недвижимым имуществом, заключенные клиентом с самой кредитной организацией. ———————————<*> С 21 ноября 2011 г.

Методические рекомендации АРБ по выявлению и представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом_группа кодов 80

Следует учитывать, что государственной регистрации, наряду с вышеперечисленными судами, подлежат также строящиеся суда (регистрируются в реестре строящихся судов). Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. В частности, предприятия, автотранспортные магистрали, железнодорожные пути, трубопроводы являются недвижимым имуществом.

При этом под термином предприятие понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (производственной, хозяйственной, посреднической, коммерческой и т.п.).

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ 2.1.

Согласно абзацу 1 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, кредитные организации обязаны

«документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами»

. 2.2. Таким образом, обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, совершаемые клиентами кредитной организации (т.е. хотя бы одним из участников сделки должен быть клиент), результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а сумма сделки при этом равна или превышает 3 000 000 рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (далее — контролируемые сделки с недвижимым имуществом).

К таким сделкам относятся купля/продажа, мена, дарение, наследование, внесение в уставной капитал юридического лица, соглашения участников общей собственности об установлении или перераспределении долей в праве собственности на недвижимое имущество, а также иные виды сложных сделок, содержащие в своем составе возможность перехода права собственности на недвижимое имущество, например, аренда с правом выкупа, рента с правом выкупа и т.д. Незакрытый перечень таких договоров приведен в приложении.

2.3. В соответствии с статьей 131 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

Факт государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество может быть установлен кредитной организацией на основании: — свидетельства о государственной регистрации права собственности; — наличия отметки на договоре о регистрации права собственности (например, на экземпляре договора купли-продажи у продавца недвижимости); — выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

2.4. Информационным письмом Банка России от 06.03.2006 N 9, обобщающим практику применения Закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, установлено, что кредитная организация должна представлять в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым имуществом <*>, сумма которых равна или превышает 3 000 000 рублей, если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.

Методические рекомендации АРБ по выявлению и представлению сведений об оперциях_группа кодов 10

Как показывает практика, основную трудность представляет выяснение, какой деятельностью занимается клиент, тем более что в распоряжениях на зачисление на его счет или списание с него наличных денег информации о ней не содержится.

Для того чтобы определить характер хозяйственной деятельности клиента, необходимо обратиться к одному или нескольким источникам информации, которые помогут дать необходимый ответ.

К ним, в частности, относятся: 1.

Анкета (досье) клиента. Анкета (досье) клиента содержит в концентрированном виде всю необходимую о клиенте информацию, зафиксированную на основании представленных клиентом официальных документов и документов, проходящих через банк, достоверно отражающих реальную деятельность клиента. 2. Документы, содержащиеся в юридическом деле клиента: устав и/или учредительный договор, в которых указываются цели создания и виды деятельности юридического лица; письмо Госкомстата России о присвоении кодов форм государственного статистического наблюдения (ОКОПФ, ОКПО, ОКВЭД, ОКАТО); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; лицензии на право осуществления определенных видов деятельности, подлежащих лицензированию. В ходе работы с документами, содержащимися в юридическом деле клиента, следует учитывать, что в учредительных документах обычно содержится указание на многочисленные виды хозяйственной деятельности, которыми вправе заниматься клиент.

Однако это не означает, что реально осуществляемая им деятельность связана со всеми заявленными в учредительных документах видами деятельности.

В этом случае определить, какой деятельностью реально занимается клиент, может быть затруднительно или вообще невозможно, особенно если клиент неизвестен на рынке и недавно открыл счета в банке.

Из письма Госкомстата России также не следует, что реальная деятельность клиента соответствует указанным в этом документе кодам. В то же время, информация, содержащаяся в данном документе, сужает круг поиска, поскольку количество видов деятельности, обозначенных кодами ОКВЭД и перечисленных в письме Госкомстата России, обычно меньше, чем количество видов деятельности, зафиксированных в учредительных документах клиента.
То же самое можно сказать и о выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

Более точный ответ о характере деятельности клиента могут дать сведения об имеющихся у него лицензиях на право осуществления тех или иных видов деятельности. Однако сведения о лицензиях позволяют точно определить только те виды деятельности, которые подлежат лицензированию. 3. Документы, которыми оформляется проведение банковских операций.

Характер хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя также может быть определен путем изучения совершаемых им операций (назначение платежа в денежно-расчетных документах, обороты, остатки по счетам, направления и объемы денежных потоков, контрагенты по денежным расчетам и т.п.).

После установления характера осуществляемой клиентом хозяйственной деятельности следует

Операции подлежащие обязательному контролю


То есть все, кроме земли и того, что с ней связано (здания, сооружения, земельные участки и т.п., а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские судна, суда внутреннего плавания, космические объекты).

2 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (далее — пороговое значение).

Сведения о такой сделке, совершаемой клиентом, подлежат документальному фиксированию и представлению в уполномоченный орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее совершения.

В информационном письме от 02.08.2013 №30 Росфинмониторинг разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Так, Росфинмониторинг разъясняет, что следует считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления сведений о ней в Росфинмониторинг.

Учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, а также иных нормативных правовых актов, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки. Таким образом, в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки. Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество обязанность организации и индивидуального предпринимателя представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом. Учитывая положения п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса РФ№ (в ред.

Федерального закона от 04.03.2013 №21-ФЗ)

Закон о блокировках 115-ФЗ: справочник из 8 главных документов с описанием и ссылками на текст

[ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА ]»Вы можете не читать 115-ФЗ.

Выживание не является обязанностью,» — это я перефразировала цитату американского ученого Деминга, которая в оригинале звучит так: «Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью».Действительно, когда мы говорим о 115-ФЗ, речь идет о выживании, ведь антитеррористический закон дает банкам право практически лишить Вас бизнеса на основании всего лишь ПОДОЗРЕНИЯ и без обратного билета.
Неопределенность и непонимание механизмов — пугают.

Давайте погрузимся в тему 115-ФЗ быстро и эффективно, чтобы знать все подводные камни и чувствовать себя уверенно.

Законодательство, принятое в рамках 115-ФЗ поражает своим масштабом: только Банком России принято около 200 документов: информационных писем, положений, методических рекомендаций и указаний.

Вот на их перечень на сайте ЦБ, но знать все не обязательно, я выбрала для Вас 8 основных. Их будет достаточно, чтобы разбираться в 115-ФЗ на уровне эксперта.В законе 2 обязанности банка:

  • фиксация сделок, подлежащих обязательному контролю (свыше 600 тысяч, если это сделки с наличными, с участием иностранных компаний, беспроцентные займы и т.п.) — ноэто не самое страшное, здесь как раз все понятно и четко прописаны критерии;
  • фиксация сделок, которые носят сомнительный характер: ВОТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМА ДЛЯ БИЗНЕСА, потому что аппарат банка не может реально оценить, сомнительная сделка или нет, просто кто-то кому-то не понравился и всем (ОСОБЕННО!!!добропорядочным компаниям) НАДО ПОБАИВАТЬСЯ.

ВНИМАНИЕ: Сомнительная сделка и подозрительная сделка — не синонимы!Сотрудник банка видит операцию, которая ему показалась сомнительной, запрашивает документы и пояснения, а затем должен принять решение: классифицировать сделку, как подозрительную или нет.

Если да, то банк отказывает в проведении операции, а сведения о ней направляются в Росфинмониторинг. С лета 2017 года сведения об отказах, направляемые в Росфинмониторинг, собираются в единую базу и перенаправляются во все банки в качестве СТОП-ЛИСТа.В документе приведены рекомендации для банков по разработке правил внутреннего контроля и программ идентификации, оценки риска, выявления подозрительных операций.

В соответствии с Положением решение в качестве квалификации операции в качестве подозрительной банк принимает САМОСТОЯТЕЛЬНО, но при оценке риска должно быть учтено не менее 2-х ступеней.В приложении в Положению указано 125 типов подозрительных операций и их признаков.В положении 550-П описано, как работает СТОП-ЛИСТ, «черный список» или Список 550 (как называют его сотрудники банка по номеру положения).Это свежие рекомендации Банка России по выявлению подозрительных операций. Они, можно сказать, расширили сферу применения 115-ФЗ, потому что в них идет речь не только о выявлении транзитных операций по отмыванию преступных доходов, но и об уклонении от уплаты налогов. Банки должны их выявлять и пресекать.В соответствии с этими методическими рекомендациями налоговая нагрузка 0,9% от оборота или чуть выше — это ПРИЗНАК СОМНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ.Также приведены и другие критерии: заработная плата ниже прожиточного минимума, уплата НДФЛ без уплаты страховых взносов, отсутствие арендных платежей, отсутствие связи между основаниями зачисления и списания денежных средств.

Кроме этого, Банк России рекомендует банкам проверять IP-адреса устройств, с которых производится обмен информацией, на предмет совпадения с адресами других контрагентов, особенно тех, кто уже попал в список сомнительных.Описана процедура выхода из черного списка. Банк России рекомендует кредитным организациям направлять в Росфинмониторинг электронные сообщения об удалении ранее направленных сведений, если выяснится, что основания, по которым было принято решение об отказе, не связаны с наличием риска отмывания денег и финансирования терроризма.

Это письмо поможет тем, кто пытается открыть расчетный счет после попадания в стоп-лист.

В нем сказано, что сведения об отказах не являются САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ основанием для принятия НОВОГО решения об отказе.Дополнительный признак, характеризующий транзитные (сомнительные) операции: списание денежных средств производится в срок, не превышающий двух дней со дня зачисления. Для определения размера налоговой нагрузки банкам рекомендовано запрашивать у клиентов документы, подтверждающие уплату и размер начисленных налогов.Это письмо примечательно тем, что ЦБ разъяснил, если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать.

В случае отсутствия другого работающего счета, можно направить в банк распоряжение о перечислении денег на счет третьего лица (пункт 6 письма).В качестве бонуса, информация для тех, кто дочитал. На днях мы ждем вступление в силу поправок в 115-ФЗ, которые закрепят на законодательном уровне выход из СТОП-ЛИСТА. Госдума приняла поправки в третьем чтении 22 декабря 2017 и теперь нужно дождаться одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования.

Поэтому я не говорю о них пока подробно, но держу вопрос на контроле и ЖДУ КОГДА ВСТУПИТ В СИЛУ, САМЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ ЗАКОН ГОДА! Давайте ждать вместе (ну, в смысле, подписывайтесь 🙂 )И напоследок, ссылка на список лиц, в отношении, которых действительно имеются сведения о причастности к терроризму, на .

Если Вас там нет, то остальное поправимо!

Много других интересных статей на тему 115-ФЗ на канале .

5. Не подлежат сообщению по коду 8001 при любой сумме сделки

│5. НЕ ПОДЛЕЖАТ СООБЩЕНИЮ ПО КОДУ 8001 ПРИ ЛЮБОЙ СУММЕ СДЕЛКИ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────┤ │5.1.

Договор залога прав требования по договору│ │ │участия в долевом строительстве, договор залога прав│ │ │требования по инвестиционному договору │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.2.

Договор об ипотеке (залоге) объекта недвижимости,│Сведения договора│ │на приобретение которого предоставлен кредит │м.б. использованы│ ├──────────────────────────────────────────────────────┤для ОК при наличии│ │5.3.

Договор об ипотеке (залоге) объекта недвижимости │соглашения о│ ├──────────────────────────────────────────────────────┤приобретении │ │5.4. Договор о последующей ипотеке │заложенного │ │ │имущества, │ │ │Заявления об│ │ │оставлении │ │ │предмета залога за│ │ │собой и т.п.

│ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.5.

Закладная, договор купли-продажи закладных,│ │ │договор залога закладных и т.п. │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.6. Договор аренды БЕЗ ПРАВА ВЫКУПА. │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.7. Договор залога прав арендатора по договору аренды│ │ │недвижимого имущества │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.8.

Договор уступки прав арендатора по договору│ │ │аренды недвижимого имущества │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.9.

Предварительный договор (соглашение о задатке,│ │ │соглашение об обеспечении исполнения обязательств к│ │ │предварительному договору) │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.10.

Договор инвестирования в строительство│Подлежит при│ │недвижимого имущества │наличии всех│ ├──────────────────────────────────────────────────────┤условий, │ │5.11. Договор уступки права требования по договору│соответствующих │ │инвестирования в строительство недвижимого имущества │договору участия в│ │ │долевом │ │ │строительстве │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.12. Договор паевого взноса в жилищно-строительный│ │ │кооператив, договор о вступлении в ЖСК, внесение│ │ │паевого взноса │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.13.

Договор подряда │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤ │5.14. Сделки о приобретении (оставлении за Банком)│Не подлежит ОК,│ │имущества должника, не реализованного в ходе│т.к.

│ │исполнительного производства. Дата заключения сделки -│осуществляется │ │дата оформленного Решения/Протокола о приобретении│банком │ │(оставлении за Банком) имущества должника.

│самостоятельно, │ ├──────────────────────────────────────────────────────┤без участия│ │5.15. Сделки о приобретении (оставлении за Банком)│клиента │ │имущества должника, не реализованного в ходе процедуры│ │ │банкротства.

Дата заключения сделки — дата акта│ │ │приема-передачи недвижимого имущества.

│ │ └──────────────────────────────────────────────────────┴──────────────────┘ ———————————<*> К договору мены применяются правила купли-продажи.Количество сообщений о сделках в рамках договора определяется следующим правилом: каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Рекомендации АРБ ПО ПОД/ФТ. Что нового?

В отношении таких клиентов рекомендовано не обновлять сведения, полученные в рамках процедур идентификации.

В части собственно выявления ИПДЛ в потоке клиентов, обращающихся в банк за проведением указанного типа операций, рекомендуется основываться на технических (технологических) возможностях и здравом смысле.

Так, при наличии соответствующего программного обеспечения допустима и доступна сплошная фильтрация клиентов. При отсутствии – предложено действовать в зависимости от вида предъявляемого документа, удостоверяющего личность, например, обоснованно предполагать, что лицо может быть ИПДЛ при предъявлении им иностранного служебного или дипломатического паспорта. В рекомендациях имеется специальная оговорка о том, что при проведении операций указанного выше типа на сумму, не превышающую 15 000 рублей, выявление (идентификация) ИПДЛ не проводится, за исключением, разумеется, случаев, когда у банка возникают (имеются) подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Излишним этот абзац выглядит только на первый взгляд – увы, практика показывает многие разночтения в понимании общих, относимых ко всему тексту нормативного документа или закона, оговорок. В-третьих, фиксировать данные о разрешении на прием на обслуживание ИПДЛ в случаях (при проведении операций), предполагающих упрощенную идентификацию, рекомендуется непосредственно в первичных документах, сопровождающих проведение операции: документ (справка), подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками или поручение на перевод/заявление на получение средств по переводу без открытия банковского счета физического лица.

Во всех остальных случаях разрешение рекомендовано фиксировать непосредственно в анкете. По понятным причинам понятие «упрощенная идентификация» в тексте рекомендаций отсутствует – как минимум, до появления новой редакции или нормативного акта, заменяющего Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Очевидно также, что разрешение может фиксироваться не только в анкете клиента, но и быть представлено отдельным, скажем, распорядительным документом и помещаться в досье клиента.

Этот порядок должен быть отражен соответствующим образом в правилах внутреннего контроля банка. Непосредственно в анкете при этом может быть достаточно соответствующей ссылки.

Наконец, уточнение скорее занятное – из текста новой редакции рекомендаций исчез предпоследний абзац, гласивший буквально следующее:

«в то же время при выполнении требований Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации должны исходить из постулата, что большинство иностранных публичных должностных лиц не злоупотребляют своим должностным положением»

.

Интересно, отказ от «презумпции невиновности» ИПДЛ связан с внутренним опытом, анализом лучших практик или примеркой к оценке российских публичных должностных лиц? Операции с денежными средствами в наличной форме.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред.